Строчка Зингера

О чем может рассказать коллекция швейных машинок
О чем может рассказать коллекция швейных машинок

...2 апреля 1915 года некто Куликов Василий Захарович, крестьянин из Тульской губернии Новосильского уезда, совершил замечательную сделку. Он приобрел своей жене Евфросинье Васильевне швейную машину самой известной в то время фирмы «Зингер», причем на весьма выгодных условиях — в рассрочку. Какое, спросите, нам дело до крестьянина из российской глубинки и его супруги, ведь их уже давно нет и в помине. Их, конечно, нет, а вот та самая машинка цела–целехонька — бери и шей.

Правда, по назначению ее сегодня не используют. Это орудие швеи стоимостью 197 рублей в ценах 1915 года — экспонат уникальной коллекции бобруйчанина Сергея Шило. Почти 10 лет он собирает старинную утварь. Началось все именно со швейных машин, коих сегодня у Сергея больше 50 штук различных марок, причем как всемирно знаменитых фирм, так и совершенно оригинальных подделок, созданных простыми мастеровыми людьми. Соответственно различаются и модели — от ручных «белошвеек» до бытовых приборов с ножным управлением, и в дополнение с инкрустацией, росписью по металлу и по дереву и кучей удобных полочек и ящичков.

Дело в том, что инженер и экономист Шило всю жизнь работает в сфере легкой промышленности. Предметы, связанные с производством и оформлением одежды, всегда вызывали у него профессиональный интерес. Кроме машинок, у него имеются собрания утюгов, веретен, прясел и даже ножниц, и, поверьте, каждое достойно отдельного рассказа.

Но в данный момент я хочу продолжить историю об упомянутых в начале Куликовых. В этой семье бережно хранили не только саму машинку, но и все связанное с ней. В одном из выдвижных ящиков Сергей обнаружил документы, поведавшие любопытные подробности о крупнейшей швейной корпорации «Зингер». Очевидно, что в начале прошлого века ее продукция пользовалась в России небывалой популярностью. Во всяком случае, рекламу на полполосы, которую аккуратно вырезали из газеты Куликовы, могло себе позволить очень богатое предприятие (впрочем, как и сейчас. — Авт.). Современные «пиарщики», думаю, оценили бы и содержание самого проспекта почти столетней давности. Компания «Зингер» реализовывала «необходимые для домашнего употребления, образцовые в конструкции и исполнении ручные машины от 25 руб. с платежом от 1 рубля в неделю». Причем выгоднейшее кредитное предложение грамотно выделено броским жирным шрифтом! Выходит, еще наши прапрабабки осваивали этот доступный вид купли–продажи, предлагаемый нам сегодня как новый удачный маркетинговый ход. Отдадим должное, в то время он оказался не менее эффективным. В той же рекламе отмечено: машинки продаются только в собственных магазинах компании «Зингер», которых по всей России 1.200. Скорее всего, это объявление крестьянин Куликов вырезал из прошлогодних газет, потому что в 1915 году зингеровская торговая сеть имела уже более 3 тысяч точек по всей царской империи. Причем открывали их, видимо, в каждом поселении, где имелись женщины. Например, на кредитной книжке Куликова стоит штамп какой–то деревни Верхне–Николаевской. Вы можете себе представить сегодня фирменный магазин любого предприятия в деревне, «верхней» или «нижней», совершенно не важно?!

Филиал мануфактуры Зингера появился в российском Подольске в 1900 году. Предприятие, начавшееся с небольших мастерских по сборке, за десятилетие превратилось в конвейер, выпускающий две с половиной тысячи машин в день. Дойдя до каждого крестьянина из всех губерний и уездов, продукцию стали экспортировать в Турцию, Персию, Японию и Китай. Даже царские швейные цеха оснастили «Зингерами», назвав компанию «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Близость ко двору в виде гравировки тут же украсила фирменный логотип.

Безусловно, столь крупный производитель не мог не опасаться подделок, о чем спешил предупредить своих покупателей большими буквами. В коллекции Сергея Шило есть агрегат, очень напоминающий машинку «Зингер», однако первая буква в названии — не фирменная «S», а — «Z». Скорее всего, это не полная подделка, а, говоря современным языком, всего лишь попытка уворовать раскрученный брэнд. Тоже, кстати, очень современный способ.

Еще одно бесспорное подтверждение тому, что искусство продажи с начала прошлого века шагнуло не так уж далеко, — оригинальное дополнение о том, что в придачу к товару совершенно бесплатно обучают шитью и модным художественным вышивкам. И ведь обучали! Евфросинья Куликова сохранила вырезки из модных журналов начала XX века. Не выписывала же их крестьянка из Новосильского уезда, значит, получила в подарок от фирмы. Только вот неизвестно, смастерила ли она себе кружевные панталончики, нижние юбки с оборками и другое ажурное белье, модели которого аккуратно хранила в своей машинке.

В день покупки Куликов внес за нее только 23 рубля. Судя по маркам, вклеенным в кредитную книжку, он еще несколько раз делал взносы по 20 рублей. Но рассчитаться до конца тульскому крестьянину так и не пришлось. Кредит остался непогашенным. Последняя марка вклеена в начале 1917 года. Вот такое стечение обстоятельств. Не знаю, как встречали революцию крестьяне Куликовы, только владельцу швейной империи она ничего хорошего не принесла. Российский филиал мануфактуры Зингера национализировали, производство швейных машин сократилось, а в одном из новых корпусов вообще стали производить снаряды.

Кто–то считает, что история отражается в лицах, а Сергей Шило уверен — в предметах.

— Посмотрите, эта машинка абсолютно новая, очевидно, что на ней не было прошито и стежка, — демонстрирует он свой очередной экспонат. — Думаю, что купили ее накануне революции или войны и так и не успели воспользоваться. Вот ей и пришлось «состариться» новой.

Справка «СБ»

Американец Исаак Меррит Зингер вряд ли мог предположить, что его имя будет известно практически во всем мире. Неудавшийся театральный актер, безвестный инженер–строитель, изобретатель оставшихся невостребованными машин для сверления камня и распилки дерева — вот, собственно, и все, чем он мог похвастаться к 40 годам. Да еще огромным количеством брошенных женщин и незаконнорожденных детей. Тем не менее именно женщинам он сделал свой главный подарок, оставив след в истории. Чтобы изготовить первый в мире агрегат, который годился для продвижения в широкие покупательские массы, ему хватило занятых у приятеля 40 долларов и 11 дней напряженного труда. Машинка Зингера имела прямую иглу с ушком, скользящий челнок, лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо, позволявшее ее двигать. А со временем ко всем этим усовершенствованиям добавилась ножная педаль с колесным приводом, заменившая неудобный ручной рычаг. Изобретатель умер в 63 года. Еще долго богатство старого Зингера не могли разделить 24 его наследника, ни один из которых ни в чем впоследствии себя не проявил.

Подольское предприятие вернули корпорации «Зингер» только в 1994 году. Сегодня прибыль компании, остающейся лидером производства швейных машин в мире, исчисляется миллиардами долларов.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter