Стратегия с добавочной стоимостью

О сотрудничестве с ЕС

Вчера начался первый в истории двусторонних отношений визит в Беларусь еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро–Вальднер. В тот же день, 22 июня, официальная делегация Беларуси, которую возглавляет заместитель председателя Палаты представителей Валерий Иванов, отправилась в Страсбург, где открылась сессия ПАСЕ. И как раз в этот момент там обсуждается вопрос о возвращении Парламенту Беларуси статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы.


Самое главное, чего, на мой взгляд, сегодня нужно избежать, и прежде всего нам, журналистам, а также аналитикам, экспертам и прочим «ценителям» европейского процесса, — так это не усматривать в данных контактах печально известную ранее тактику условий и уступок. И не искать скрытых «сигналов», в ответ на которые якобы последует «политическая и экономическая награда».


Если уж и говорить о сигналах, то он со стороны Беларуси звучит давно и неизменно: наш европейский вектор — это не «конкурентные торги» между Востоком и Западом. Если уж использовать рыночную терминологию, то уместнее назвать его «стратегией с добавочной стоимостью». Термин не мой, его сформулировали аналитики Белорусского института стратегических исследований (BISS), на которых я еще буду ссылаться. Но суть не в том, кто придумал лучшую формулировку для характеристики отношений с Европейским союзом. Главное, чтобы эти отношения работали, а славою сочтемся...


Автор этих строк совсем недавно, во время саммита ЕС в Праге, имела честь общаться с еврокомиссаром по внешним связям. Тогда мне бросилось в глаза, как искусно формулирует главный европейский дипломат стратегию «Восточного партнерства», оставляя за самими странами право и желание наполнять ее содержанием настолько, насколько оно в интересах партнеров.


Показательно, что сегодня к прагматизму отношений призывают экспертные институты, поддерживаемые самим ЕС. Возможности сотрудничества, утверждает, например, BISS, кроются в экономической либерализации и модернизации. В активной поддержке административных реформ. В активизации передвижения людей, товаров, информации и капитала через восточную границу ЕС.


Бросается в глаза, что детальная прорисовка конкретных проектов практически не отличается от официальной версии, сформулированной МИДом. В предложениях независимого экспертного сообщества говорится, в первую очередь, о таких направлениях сотрудничества с ЕС, как реструктуризация энергосистемы с целью снижения энергозависимости. О «флагманской» приватизации и модернизации ключевых предприятий. О поставке высокотехнологичной продукции и передовых технологий. О создании, наконец, зоны свободной торговли. Это все в наших стратегических интересах.


При этом, конечно, я бы покривила душой, если бы не сказала, что существуют и стратегические интересы самого Евросоюза. Они заключаются в создании зоны стабильности и безопасности на основе общих европейских ценностей. О них, я думаю, и поговорят сегодня депутаты Национального собрания со своими европейскими коллегами в ПАСЕ... Кстати, предполагаю, что и вновь избранный состав Европарламента вскоре обратит свое внимание на белорусскую тему, во всяком случае, на вопрос свободного передвижения белорусских граждан. Многие из кандидатов в депутаты еще во время предвыборной кампании говорили, что визовые барьеры никак не укладываются в ряд европейских ценностей.


Думаю, очень скоро новые идеи выдвинет и Европейская комиссия. На саммите в минувшую пятницу лидеры Евросоюза в авральном порядке искали 4 миллиарда долларов, чтобы заткнуть «дыру» в украинской задолженности за поставки газа перед Россией. «Мы не должны соскользнуть в новый кризис», — как мне показалось, с отчаянием в голосе заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Думаю, этот многоопытный политик, добивающийся сегодня переизбрания на пост председателя Еврокомиссии, впервые осознал, что его политическая карьера зависит не только от предстоящего голосования в европарламенте. Но и от того, насколько надежно обеспечена энергобезопасность граждан Евросоюза. Эту и многие другие подобные задачи Евросоюз и Беларусь решают сегодня сообща.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter