Страна бедных пенсионеров.

Почему “растекается” литовская нация, стоящая на перекрестке культур?  

За последнее десятилетие численность населения северо-западной соседки Беларуси - Литвы- сократилась почти на 700 тысяч человек. Литовские “мозги и руки” бегут в основном на Запад, люди творческих профессий и спорта — на Восток. Как следствие, главная опасность для литовской государственности таится сейчас не в военной или энергетической угрозе, а в депопуляции страны. Тем более что надежды на Евросоюз себя не оправдали.

Летний Вильнюс особенно элегантен, изящен и гостеприимен. Столица Литвы с ее расслабленностью и неспешным ритмом жизни предстает взору туриста как город нарядных костелов, уютных летних кафе, беззаботных горожан и приветливых официантов, быстро и непринужденно переходящих с литовского на русский и на европейские языки. Вильнюс явно пользуется популярностью как у русскоязычных гостей, так и у туристов из европейских стран: на улицах города часто слышится немецкая, английская, польская и шведская речь. Это неудивительно: Вильнюс имеет особый шарм, притягательный этнокультурный колорит и ни с чем не сравнимую атмосферу, возникшую благодаря богатому историческому наследию и уникальному географическому положению города, веками находившегося на стыке литовской, польской и восточнославянской культур. Каждая из которых внесла свой неповторимый вклад в облик современной литовской столицы.
Войдя в состав польского государства и подвергнувшись сильной полонизации после Люблинской унии 1569 года, древняя столица Великого Княжества Литовского в рамках Речи Посполитой и позже в Российской империи именовалась Вильно и наряду с Варшавой и Краковом по праву считалась крупным центром польской науки и культуры. В начале ХХ века Вильно стал одним из признанных центров белорусского национального движения, а осенью 1939-го короткое время даже входил в состав БССР, после чего стал частью литовского государства.
На фоне первых благоприятных впечатлений от гостеприимной и безмятежной на первый взгляд литовской столицы странными кажутся опубликованные недавно официальные данные последней переписи населения Литвы. Согласно им за последнее десятилетие численность населения страны упала с 3,7 млн в 2001 году до 3,053 млн в марте 2011-го. Возникшее недоумение быстро развеял пожилой вильнюсский таксист Виргис, авторитетно объяснивший, что только по Вильнюсу нельзя судить о Литве в целом подобно тому, как по Москве нельзя судить о благосостоянии всей России. “В литовской провинции ситуация очень скверная, практически безнадежная, — утверждает Виргис. — Главная проблема — высокая безработица и полное отсутствие перспектив. Молодые литовцы тысячами уезжают на заработки на Запад и, как правило, обратно стараются не возвращаться”.
До недавнего времени излюбленными пунктами трудовой миграции литовцев и жителей других прибалтийских стран были Великобритания и Ирландия. Литовские эксперты предсказывают, что после открытия в мае 2011 года рынка труда Германии и Австрии для жителей восточноевропейских стран отток молодых литовцев на Запад существенно возрастет. В Германии, где экономика в последнее время находится на подъеме, существует дефицит инженеров и технических специалистов. Литве есть что предложить в этом отношении. По данным издающейся в Вильнюсе русскоязычной газеты “Литовский курьер”, если местные “мозги и руки” бегут в основном на Запад, то литовские творческие силы и спортсмены часто выбирают восточное направление. В спортивных клубах России, Украины и Беларуси играет немало уроженцев Литвы, для которых финансовые условия работы в этих странах оказываются более привлекательными, чем на родине.
Комментируя результаты последней переписи населения, бывший президент страны Роландас Паксас заявил, что Литва вплотную приблизилась к черте, за которой начинается исчезновение нации, и что главная опасность для литовской государственности таится сейчас не в военной или энергетической угрозе, а в депопуляции страны и в растущих масштабах эмиграции. Судя по всему, с подобным мнением солидарны многие литовцы. “Мы очень радовались, вступив в Евросоюз; были твердо уверены в том, что теперь Литва заживет спокойно и богато. Но, увы, ожидания пока не оправдываются, — поделился своими мыслями случайный собеседник в одном из вильнюсских кафе близ железнодорожного вокзала. — Жителей Литвы, которых и без того мало, за последние десять лет стало почти на миллион меньше. Мы постепенно исчезаем, и это ужасно. Молодые и предприимчивые продолжают уезжать на Запад, а Литва все больше становится страной бедных пенсионеров”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter