Страх сияния

О вечной неуверенности белорусской культуры в себе

1919 г. Витебские ученики Казимира Малевича из УНОВИС были страстными приверженцами его идей

Казимир Малевич — это не только «черный квадрат». Сегодня в Москве на ВДНХ открывается выставка работ «отца супрематизма», рвущая шаблоны. В экспозиции будет представлено по минимуму супрематических фигур, в основном — понятные массовому зрителю произведения: нежнейший «Городок», радостная «Весна», увлеченные игрой на площадке «Дети». Такого Казимира Малевича вы еще не видели. Некоторые работы, например, «Весна — цветущий сад» или «Портрет матери», настолько щемящие и великие, что слезы счастья посетителям выставки обеспечены. Можно заметить вскользь, что Марк Шагал — это не только зеленые козы. В «Третьяковке» с месяц назад у картины Шагала «Окно на даче» застигла потрясенных зрителей: «О, так он не только коров рисовать умел». Але ж, кураторы предстоящей выставки Малевича в Москве мыслят в верном направлении — стереотипы все еще можно и нужно разрушать. Проект анонсируют, не стесняясь в выражениях — «Малевич — величайший русский художник», что неизменно вызывает на сетевых площадках ожесточенные споры: «Ну какой же он русский?»

Заметно, что Шагал, Малевич, Сутин, Лисицкий стали у соседей сейчас темой номер один. Недавно в московском музее Пушкина открыли большую выставку Хаима Сутина: «Французского художника русского происхождения», в «Третьяковке» — Эль Лисицкого — «Одного из ведущих художников русского авангарда». Торжественные отчеты с вернисажей в СМИ возвещают о громком возвращении «русского авангарда» домой. И пусть он, наконец, к себе возвращается — меня, например, радует внимание крупных музеев к именам художников, которые родились, как Шагал и Сутин, в Беларуси, жили в Витебске и творили, как Лисицкий и Малевич. На мой взгляд, беда не в том, что современные российские музеи пытаются как бы присвоить себе эти имена, а в том, что мы в последнее время себя совсем никак не проявляем, не предъявляем свои права, не стараемся идти на шаг впереди соседей. Ох уж эта вечная неуверенность белорусской культуры в себе, заниженная самооценка и устрашение чужим сиянием. Надо признать, что все эти замечательные имена художников долгое время оставались в нашей части света бесхозными. Смешно, но даже само понятие «русский авангард» было сформулировано во Франции задним числом в годах 50–х, и теперешняя его слава и свет — огни запоздалые. Но учиться никогда не поздно, как и начинать артикулировать, проговаривать какие–то важные для развития мирового искусства вещи. В Москве тамошние кураторы первыми почувствовали за последние десятилетия в себе уверенность препарировать имена этих художников — у них и выставки открываются одна за другой. Сегодняшний проект на ВДНХ курирует, например, искусствовед Александра Шатских — главный специалист по Шагалу, Малевичу и «русскому авангарду».

2017 г. Музей истории Витебского народного художественного училища все еще не открылся

Силы воли нашим кураторам пока хватает только на то, чтобы к очередному юбилею УНОВИС (течение, созданное Малевичем в Витебске) собрать газетные снимки, фотографии, книги о художниках и устроить к круглой дате в закутке музея легкий фуршет на двух картонках и трех стульях. Бородачи от теории искусства и экзальтированные дамы выпивают чуточку шампанского из пластиковых стаканов — вот и конец празднику. Нет в таких вечеринках шагаловского размаха, когда в Витебске 1918 года к годовщине Октябрьской революции ученики Марка Захаровича затянули весь город репродукциями его полотен. Как нет и мощи Малевича, который призывал сбросить прежнее искусство с корабля современности — и сбросил–таки, за что и числится по ведомству гениев.

Да, в наших музейных и частных собраниях не соберется и десятка картин каждого из перечисленных художников, но у нас есть главное — атмосфера, знаменитый дом Витебского народного художественного училища (ВНХУ), где куролесили, гремят на весь мир и поныне Лисицкий с Малевичем. Несколько лет историческое здание на улице Марка Шагала, 5а пытаются превратить в музей истории ВНХУ, но ремонтные работы, как обычно, затянулись. Даты открытия витебского музея постоянно откладываются. А то, что нами не открыто, — открывают другие. Так кого нам винить в том, что Витебск и Беларусь почти не упоминают в связи с расцветом авангарда и его самой буйной краской — Малевичем? Некого.

viki@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Анна
пенсионер Анне, за 60, Россия, Ну по чему же,Наталью Петровну я знаю лично и все ждем её воспоминания об отце,которые она пишет.Речь больше шла не о политиках ,а об искусстве,тогда кроме Машерова можно включить и наших великих деятелей литературы .но благо не о Колосе ,ни о Купале ,ни о Быкове , ни о об Адамовиче, ни о Брыле ни о Гилевиче,ни о Короткевиче и др...не напишут -великий русский писатель.
Анна
Вся беда,что нас растворили в русских...и не только в них...Костюшко, Скарина ,Шагал , Малевич, Айзек Азимов, художница Ходосевич-Леже,король эфира Ларри Кинг ,основатель киностудии Лазарь Мейер,основавший "Голдвин Майер" ,первый президент Израиля,конструктор Сухой и тд и тп.у того же великого Достоевского,корни с Пинской шляхты. Даже у известного Аль Капоне,финансистом был уроженец Гродно.Думаю еще многих  можно назвать родившихся  на нашей земле...те же родители зятя Трампа...надо гордиться своими...и своими их называть....пока мы окончательно не растворились в чужих...
Пашин Р.Е. по мамуле, 6-й десяток уже, Менск
Анна,
надо гордиться своими...и своими их называть....пока мы окончательно не растворились в чужих...
Скоро и я чужим стану - из-за гонений на меня уже и вновь назначенных Рыдвана А.В.с Бондарем Ю.П. собираюсь покинуть страну свою родину...
пенсионер Анне, за 60, Россия
Поэтому и растворяетесь, что вас больше волнует зять Трампа или Малевич, при этом забываете тех, кем реально может гордиться Белоруссии, это Громыко и Машеров.  Это действительно достойные наши современники, никогда не разрывавшие связи с республикой.
Александр, 41, Минск
Да, сейчас мы будем гордиться "белорусским" происхождением финансиста Аль-Капоне! Никто из перечисленных Анной людей не считал себя белорусом! Их мнение как я понимаю не имеет никакого значения? Особенно умиляет миф про Достоевского. Его предки из Волынской губернии. С какого перепугу он белорус? Только потому, что кто-то придумал, что они якобы из села Достоево, откуда выехали якобы в 12 веке на Волынь? Причем только исходя из сходства названия деревни и фамилии писателя.
Анна
пенсионер Анне, за 60, Россия, Ну по чему же,Наталью Петровну я знаю лично и все ждем её воспоминания об отце,которые она пишет.Речь больше шла не о политиках ,а об искусстве,тогда кроме Машерова можно включить и наших великих деятелей литературы .но благо не о Колосе ,ни о Купале ,ни о Быкове , ни о об Адамовиче, ни о Брыле ни о Гилевиче,ни о Короткевиче и др...не напишут -великий русский писатель.
Анна
Александр, 41, Минск, А меня удивляют беларусы,которые стесняются всего беларуского,как будто это позорно,а вот причислять наших земляков к великому русскому,считают прямо гордостью.Это комплекс и неуважение к своему,желание маленьких людей,быть причисленным к большому.Вы с таким неуважением относитесь к своему,что это по крайней мере удивляет.
Беларус Пашин Р.Е. от русской мамы.
Александр, 41, Минск, если Вы не умеете изучать Историю, то не диво, что безграмотно образовываете существительные от Конституцией закреплённого названия страны по русски...Беларускость Достоевского Ф.М. не оспаривается даже русскими. Как и Толстого Л., который корнями из Речи Посполитой т.е. из Полезного Союза и т.о. опять же из Беларуси... Список можно долго продолжать - ни одна нация мира не дала столько известных имён в процентном отношении, пожалуй. Но вот что удручает - уже порядком лет назад в Центральном книжном магазине столицы я купил художественный альбом с названием "Неизвестьный русский авангард", так в нём известны только 3 фамилии - Малевич, Шагал и Кандинский!.. Сколько же мы будем позволять воровать наше?!..
Беларус Пашин Р.Е. от русской мамы.
Александр, 41, Минск, если Вы не умеете изучать Историю, то не диво, что безграмотно образовываете существительные от Конституцией закреплённого названия страны по русски...Беларускость Достоевского Ф.М. не оспаривается даже русскими. Как и Толстого Л., который корнями из Речи Посполитой т.е. из Полезного Союза и т.о. опять же из Беларуси... Список можно долго продолжать - ни одна нация мира не дала столько известных имён в процентном отношении, пожалуй. Национальная принадлежность индивида определяется его родом, а не желанием "считаться" кем бы то ни было. Если в истории Беларуси слишком многое решали вражеские империи, присваивавшие себе беларусов, то это время миновало навсегда - появился Настоящий Лидер Нации у нас, и уже есть кому перенять эстафету... Но вот что удручает - уже порядком лет назад в Центральном книжном магазине столицы Беларуси я купил художественный альбом с названием "Неизвестный русский авангард", так в нём известны только 3 фамилии - Малевич, Шагал и Кандинский!.. Сколько же мы будем позволять воровать наше?!..
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?