О вечной неуверенности белорусской культуры в себе

Страх сияния

1919 г. Витебские ученики Казимира Малевича из УНОВИС были страстными приверженцами его идей

Казимир Малевич — это не только «черный квадрат». Сегодня в Москве на ВДНХ открывается выставка работ «отца супрематизма», рвущая шаблоны. В экспозиции будет представлено по минимуму супрематических фигур, в основном — понятные массовому зрителю произведения: нежнейший «Городок», радостная «Весна», увлеченные игрой на площадке «Дети». Такого Казимира Малевича вы еще не видели. Некоторые работы, например, «Весна — цветущий сад» или «Портрет матери», настолько щемящие и великие, что слезы счастья посетителям выставки обеспечены. Можно заметить вскользь, что Марк Шагал — это не только зеленые козы. В «Третьяковке» с месяц назад у картины Шагала «Окно на даче» застигла потрясенных зрителей: «О, так он не только коров рисовать умел». Але ж, кураторы предстоящей выставки Малевича в Москве мыслят в верном направлении — стереотипы все еще можно и нужно разрушать. Проект анонсируют, не стесняясь в выражениях — «Малевич — величайший русский художник», что неизменно вызывает на сетевых площадках ожесточенные споры: «Ну какой же он русский?»

Заметно, что Шагал, Малевич, Сутин, Лисицкий стали у соседей сейчас темой номер один. Недавно в московском музее Пушкина открыли большую выставку Хаима Сутина: «Французского художника русского происхождения», в «Третьяковке» — Эль Лисицкого — «Одного из ведущих художников русского авангарда». Торжественные отчеты с вернисажей в СМИ возвещают о громком возвращении «русского авангарда» домой. И пусть он, наконец, к себе возвращается — меня, например, радует внимание крупных музеев к именам художников, которые родились, как Шагал и Сутин, в Беларуси, жили в Витебске и творили, как Лисицкий и Малевич. На мой взгляд, беда не в том, что современные российские музеи пытаются как бы присвоить себе эти имена, а в том, что мы в последнее время себя совсем никак не проявляем, не предъявляем свои права, не стараемся идти на шаг впереди соседей. Ох уж эта вечная неуверенность белорусской культуры в себе, заниженная самооценка и устрашение чужим сиянием. Надо признать, что все эти замечательные имена художников долгое время оставались в нашей части света бесхозными. Смешно, но даже само понятие «русский авангард» было сформулировано во Франции задним числом в годах 50–х, и теперешняя его слава и свет — огни запоздалые. Но учиться никогда не поздно, как и начинать артикулировать, проговаривать какие–то важные для развития мирового искусства вещи. В Москве тамошние кураторы первыми почувствовали за последние десятилетия в себе уверенность препарировать имена этих художников — у них и выставки открываются одна за другой. Сегодняшний проект на ВДНХ курирует, например, искусствовед Александра Шатских — главный специалист по Шагалу, Малевичу и «русскому авангарду».

2017 г. Музей истории Витебского народного художественного училища все еще не открылся

Силы воли нашим кураторам пока хватает только на то, чтобы к очередному юбилею УНОВИС (течение, созданное Малевичем в Витебске) собрать газетные снимки, фотографии, книги о художниках и устроить к круглой дате в закутке музея легкий фуршет на двух картонках и трех стульях. Бородачи от теории искусства и экзальтированные дамы выпивают чуточку шампанского из пластиковых стаканов — вот и конец празднику. Нет в таких вечеринках шагаловского размаха, когда в Витебске 1918 года к годовщине Октябрьской революции ученики Марка Захаровича затянули весь город репродукциями его полотен. Как нет и мощи Малевича, который призывал сбросить прежнее искусство с корабля современности — и сбросил–таки, за что и числится по ведомству гениев.

Да, в наших музейных и частных собраниях не соберется и десятка картин каждого из перечисленных художников, но у нас есть главное — атмосфера, знаменитый дом Витебского народного художественного училища (ВНХУ), где куролесили, гремят на весь мир и поныне Лисицкий с Малевичем. Несколько лет историческое здание на улице Марка Шагала, 5а пытаются превратить в музей истории ВНХУ, но ремонтные работы, как обычно, затянулись. Даты открытия витебского музея постоянно откладываются. А то, что нами не открыто, — открывают другие. Так кого нам винить в том, что Витебск и Беларусь почти не упоминают в связи с расцветом авангарда и его самой буйной краской — Малевичем? Некого.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter