В НХМ открылась выставка к 85‑летию со дня рождения народного художника Беларуси Василия Шаранговича

Сила учителя

Василий Шарангович — один из тех классиков, чье творчество, казалось бы, не подлежит переоценке и не содержит никаких тайн. Блестящий мастер, обладавший непогрешимым чувством стиля. Тонкий график, работы которого давно стали частью художественной культуры нашей страны. Один из главных отечественных иллюстраторов: его многочисленные «картинки» к произведениям белорусских и зарубежных авторов считаются эталонными. А еще — учитель и педагог, чьи студенты со временем сами превратились в больших узнаваемых творцов. Юбилей народного художника Беларуси — отличный повод, чтобы вновь увидеть в совокупности хрестоматийных произведений творческий путь яркого мастера отечественной культуры и оценить влияние мэтра на тогда еще молодые таланты. Выставка «Василий Шарангович. Личность. Художник. Учитель» стала высшей точкой в широкомасштабном праздновании 85‑летия со дня рождения мастера.


Графика одержала верх

Ему многое удалось в жизни, хотя востребованность и известность пришли к Василию Шаранговичу не сразу. Это сегодня он непререкаемый авторитет, оставивший нам огромное, в первую очередь графическое, творческое наследие. Хотя начинал Василий Петрович как живописец. С живописью познакомился еще в училище и первое время очень ею увлекался. Но при поступлении в театрально‑художественный институт все равно выбрал графику, которую, рассказывал, сразу полюбил за возможность свободной работы с формой, линией, композицией. И уже на втором курсе он получил первый серьезный заказ — сделать иллюстрации к детской книге для издательства «Беларусь». 

Заведующий выставочным отделом Национального художественного музея куратор выставки Алексей Матюшонок обращает внимание: именно в графике ярко и широко проявилось особенное художественное мышление Шаранговича.

— Условно выставку можно разделить на две части. Первая — произведения самого Василия Петровича. Экспозиция начинается с классических линогравюр, автолитографий, монотипий и рисунков 1970 — 1980‑х годов, где автор продолжал традицию, характерную для искусства того времени. 

Например, серия, посвященная Владимиру Маяковскому, — иллюстрации к поэме «Владимир Ильич Ленин». Здесь же представлена известная серия Шаранговича «Памяти огненных деревень». 

Затем мы переходим к произведениям более позднего времени, в которых художник обобщил представление об истории и современности Беларуси, создал целую галерею символических и монументальных образов. Сюда относятся, в частности, акварельные пейзажи, главным образом мядельские, созданные в последние годы жизни Василия Петровича, — дополняет Алексей Матюшонок.

Вторая часть выставки — это уже произведения учеников и воспитанников мастера. Известный факт: в конце 1960‑х к его активной художественной деятельности добавились заботы общественные. Сначала Василия Петровича пригласили преподавать в родной театрально‑художественный институт, а в 1989 году выбрали (не назначили, а именно выбрали!) ректором. Шарангович оказался не только хорошим учителем, которого очень любили студенты, но и талантливым менеджером.

Народный и любимый

В 1991 году Василию Петровичу присвоили звание народного художника Беларуси, которым он чрезвычайно гордился. Как, кстати, и своими студентами. 

За три десятка лет Шарангович воспитал огромное количество учеников. Среди них — Валерий Слаук, Николай Селещук, Анатолий Александрович, Владимир Савич, Василий Баранов, Константин Ващенко и многие другие. Как большой корабль, он вел их за собой. Показать работы всех его учеников на одной выставке просто невозможно — не хватит музейных стен. Поэтому в НХМ пошли другим путем: представили в экспозиции работы избранных мастеров, чтобы наглядно проиллюстрировать, насколько разные художники называли Шаранговича своим наставником. Ведь в этом и заключается сила хорошего учителя — воспитать не тех, кто подражает, а тех, кто делает так, как видит и чувствует.


Известный книжный иллюстратор Валерий Слаук вспоминает: «добреньким профессором» Шарангович никогда не был, к студентам относился достаточно строго.

— Вообще, мое поступление в театрально‑художественный институт — яркий пример педагогической прозорливости Василия Петровича. В те годы в институт поступали в основном со средним специальным художественным образованием. У меня ничего такого не было: сначала три года армии, затем работа на жодинском автозаводе... В отборочной комиссии тогда сидел профессор Павел Любомудров, он посмотрел мои «каляки» и сказал: «Это интересно, но ты же не сдашь первый экзамен… Там обнаженная натура, нужны навыки. Но можешь рискнуть, раз дело такое». На экзаменах Василий Петрович обычно долго беседовал со студентами, чтобы понять, кто перед ним. Меня он как‑то сразу разглядел, принял, но с условием: «Если в течение первого семестра не зацепишься, не научишься, то до свидания, никаких обид». Если бы не Василий Петрович, не знаю, пробовал бы я поступать во второй раз… — размышляет Валерий Петрович.

С оформлением экспозиции музею помог, в частности, Государственный литературно‑мемориальный музей Якуба Коласа. Сегодня в его фондах хранится 198 художественных работ Шаранговича, в том числе десять иллюстраций к стихотворениям Якуба Коласа и знаменитая серия иллюстраций к «Новой земле». Главный хранитель фондов Василина Мицкевич не скрывает:

— Известно, что Василий Петрович с огромной любовью относился к творчеству Якуба Коласа, чувствовал красоту его поэтического слова — сердцу художника оно было особенно близко. Именно поэтому у мастера получилось так образно и в то же время реалистично передать все то, о чем писал Колас.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter