Стойкая рать Андрея Левкова

В авторской коллекции художника из Рогачева 315 оловянных солдатиков, и каждый олицетворяет определенный исторический периодУ Андрея Левкова самая что ни на есть мирная профессия — выпускник художественно-графического факультета Витебского государственного университета преподает рисунок, живопись и композицию в детской школе искусств. Побывавшие на выставках военно-исторической миниатюры в гомельском дворце Паскевичей и оршанском музее Владимира Короткевича, Полоцкой художественной школе и залах Рогачева, Толочина, Добруша посетители знают его в иной ипостаси — как создателя уникальной коллекции оловянных солдатиков. Римские легионеры и солдаты Наполеона, средневековые воины, фашисты Второй мировой и противостоявшие им бойцы Советской армии мирно соседствуют на полках его мастерской. Годы сгладили непримиримые противоречия, а одна на всех история объединила разминувшиеся во времени поколения бойцов.

Создатель коллекции — скульптор, историк и литейщик в одном лице. Перед тем как взяться за очередную работу, тщательно изучает эпоху своего героя и униформу воинов того времени. Его интересует любая деталь — от покроя мундира и количества швов до точного места расположения каждой пуговицы. Надо очень глубоко знать историю, чтобы по нюансам одежды различать солдат разных полков одной армии!
Сверенный с исторической правдой образ солдата воплощается в пластилине, затем формуется из гипса и отливается из смеси олова и свинца. Каждый экземпляр кропотливо раскрашивается вручную: у солдатиков высотой 5,5 сантиметра четко прорисованы глаза, волосы, фаланги пальцев... Разве что рисунка на пуговицах не разобрать: человеческий глаз бессилен разглядеть такую мелочь. Ни один из 315 солдатиков не повторяет лица и костюма кого-либо из своих собратьев.
— Вам армия нужна для игры или более серьезных дел? — выясняю я.
— Мне нравится сам процесс создания миниатюры. Я человек, который любит что-то делать: не припомню, чтобы хотелось просто посидеть на диване и посмотреть телевизор. Кроме солдатиков создаю копии кораблей, пишу маслом картины на батальные сюжеты. Преимущество солдатиков в том, что если, работая над батальной сценой, я нуждаюсь в “натурщиках”, они всегда под рукой.
 Воинская тематика вовсе не означает, что у меня воинственный характер: это дань уважения к событиям давно минувших дней. Мы настолько отдалились от истории и традиций своего народа, что возникает желание напомнить о некоторых незабываемых, величественных и трагичных, событиях. Немногие страны, такие как Великобритания, сохранили историческую военную форму и традицию пеших и конных парадов. Зато  сегодня попадающий к Букингемскому дворцу человек испытывает сильные чувства, которые остаются с ним на всю жизнь.
Самое интересное, что шестилетний сын художников Андрея и Екатерины Левковых Коля с отцовскими солдатиками почти не играет. У него свои любимые игрушки — конструкторы, занимаясь которыми можно почувствовать себя настоящим зодчим.
— Не тяготит ли семью художников жизнь в маленьком городе?
— Для нас это не имеет значения. Мы не сидим на месте: Катя часто ездит на международные пленэры в Германию, Польшу... Летом общаемся с однокурсниками, которые сейчас разбросаны по всей Беларуси. Большой или маленький город — неважно, главное — чего мы хотим в этой жизни.

к слову

История военной миниатюры насчитывает не одну тысячу лет: фигурки воинов были обнаружены еще в захоронениях египетских фараонов.
Родиной оловянного солдатика принято считать Германию. Еще в конце XVIII века литейщики из Нюрнберга наладили массовое производство объемных фигурок бойцов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter