«Стоящие» цены убивают товар

Весеннее заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте вылилось в конкретное действие: в Беларуси была создана представительная комиссия для выработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования

Весеннее заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте вылилось в конкретное действие: в Беларуси была создана представительная комиссия для выработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования. В принципе, белорусская правовая модель предполагает свободное определение стоимости товара производителем. Правда, в особых случаях разрешается и госрегулирование. К сожалению, ограничение цен из исключения превратилось в правило. Корректировка ценообразования оправдывалась стремлением обуздать инфляцию и повысить покупательную способность населения. В прошлой пятилетке такой подход был действительно актуален. Но сегодня уже сложно сказать: столь распространенное применение административного ресурса в сфере ценообразования является фактором социальной направленности белорусской экономики или тормозит ее развитие… 

Года полтора назад, когда велись дебаты о необходимости поддержки отечественной кондитерской отрасли на внутреннем рынке, удивил один факт. С одной стороны, отечественные производители конфет упорно желали поднять продажи в Беларуси, с другой — не всегда в магазинах удавалось купить любимые сорта шоколадных сладостей. Эксперты объяснили: у производителей ограничены мощности по выпуску популярных торговых марок. Поэтому и не всегда удается удовлетворить спрос потребителей. По логике вещей вроде бы все понятно: модернизируй производство, увеличивай объемы выпуска ходового товара и наращивай объемы сбыта, прибыли. Но в реальности возникает ряд сложностей. 

Чтобы закупить дополнительное оборудование, необходимы соответствующие инвестиции. А где их взять?! Кредитные ресурсы, займы, лизинг — хорошие инструменты привлечения финансирования, но слишком затратные. Процентные ставки по банковским и другим кредитам низкими не назовешь. Имеется и другая реальность: немало белорусских предприятий исчерпали свои лимиты по объемам привлечения заемных средств. 

Как отмечают эксперты, обычно на потребительских рынках распространена несколько иная схема. Если на какой-либо товар возникает повышенный спрос, на грани дефицита, то производитель повышает цену и дополнительные прибыли направляет на развитие производства. Объемы увеличиваются — и цены возвращаются на прежний уровень. Вполне распространенная производственная цикличность, которая часто встречается в западных странах. 

Но такая схема не действует в Беларуси. При ограничении роста цен — 0,5 % в месяц — больших прибылей не извлечешь. В лучшем случае их удается удержать на прежнем уровне: сырьевые ресурсы дорожают стремительно. В итоге «ценостояние» в некоторых случаях связывает производителей по рукам и ногам. По крайней мере, диверсифицировать продуктовый портфель сообразно с потребностями рынка крайне проблематично. Реализовывать проекты «на чужие» деньги — значит увеличивать срок их окупаемости. А низкая маневренность предприятия тлетворно сказывается на его общей конкурентоспособности. 

Кроме того, нередко перед производителями стоит задача не снижать объемы производства. Поэтому в продуктовых портфелях наравне с популярными у потребителей товарами присутствуют и слабовостребованные, за счет которых и растут складские запасы, увеличиваются накладные расходы и косвенные издержки. Продукты-лидеры «вытягивают» общую финансовую ситуацию, но и не в силах покрыть необходимый дефицит средств на активное инновационное развитие. Вот и получается некоторый замкнутый круг. И вырваться из него в какой-то степени не позволяет ограничение в ценообразовании. Товары с высокой нормой прибыли позволили бы развивать перспективные сегменты, сокращая объемы производства заведомо неперспективных и убыточных «аутсайдеров». 

Влияет ограничение цен и на рынок труда. Как известно, зарплата «выше среднего» формируется за счет различных премий и надбавок, большинство из которых выплачивается из прибыли. Говоря другими словами, рост издержек на фоне стабильных цен бьет по карману работников. Вроде бы и есть объективная необходимость повысить доходы сотрудников, но лишних финансовых резервов для этого нет. А если «держать» цены, то и не появится. 

Конечно, госрегулирование цен — это стремление поставить в первую очередь под контроль инфляцию, а не производителей. Но всегда ли шаг удорожания на 0,5 % способен повлиять на индекс потребительских цен? Он в Беларуси рассчитывается согласно международной практике, и повышение цен на один из товаров влияет на индекс пропорционально доле этого товара в структуре потребительского спроса. Говоря проще, если большую часть зарплаты мы тратим на основные продукты питания (молоко, мясо, хлеб, овощи), то повышение цен на кефир на несколько процентных пунктов мгновенно отразится на уровне инфляции. Если подорожают в два раза, например, ювелирные украшения, то на индексе потребительских цен это скажется минимально. Отсюда и вопрос: есть ли смысл «притормаживать» стоимость широкой группы товаров? Понятное дело, государство обязано заботиться о гражданах, должно обеспечивать минимальный уровень жизни для всех слоев населения, поэтому и сдерживать рост цен на основные продукты питания и товары первой необходимости целесообразно — никто не спорит. Пускай на прилавках магазинов будут дешевые сосиски, молоко, хлеб со стандартными потребительскими свойствами по минимальным ценам, но стоимость товаров выше этого уровня должна формироваться исходя из правил свободного рынка. Если хочется приобрести кожаный диван отечественного производства, то пускай он стоит исходя из запросов производителя. А слишком «зарваться» ему не даст конкуренция с импортом. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter