Героической обороне Брестской крепости посвящен военно-исторический роман Николая Черкашина

Стояли насмерть и стали камнями…

Книга «Брестские врата» на днях вышла в издательском доме «Звязда». Ее автор — Николай Черкашин, известный российский писатель, родившийся в Беларуси. События, основанные на реальности, цепляют за живое. Роман посвящен героической обороне Брестской крепости летом 1941 года. Читаешь и ужасаешься, что пережили защитники нашей Родины в боях за крепость, что перенесли в немецком плену. «Истинные арийцы» расстреливали, морили голодом, обливали ледяной водой — издевательствам не было предела.


Николай Черкашин, чтобы создавать свои романы, в прямом смысле слова бороздит историю, много времени проводит в архивах, участвует в раскопках останков красноармейцев. Написал (представьте!) 107 книг военно-исторической прозы. Критики его называют одним из самых ярких современных маринистов: профессиональный моряк, ветеран подводного флота морской тематикой просто одержим. Она и стала определяющей в его творчестве. Но вышло и «сухопутное» произведение.

— Никогда не думал, что буду писать роман о Брестской крепости и ее защитниках, — откровенничает автор. — Слишком трепетным было отношение к этой героической трагедии… Писал очерки, путевые заметки, проводил журналистские расследования отдельных эпизодов, но взять на себя дерзость описать художественным слогом то, что случилось на берегах Буга в 1941‑м, рука не поднималась.
Брестская крепость всегда вызывала у прозаика живой интерес. Бывал в ней еще мальчишкой, а когда повзрослел — изучением истории занялся основательно. Причем не только архивными документами. Вдоль и поперек исходил крепость, ночевал там, осматривал ее и с польской территории.
Участвовал в военно-исторической реконструкции начала Великой Отечественной войны, чтобы хоть частично примерить на себя то, что пережили бойцы гарнизона. В общем, окунулся в историю с головой. А «Брестские врата» стали символом незыблемости, стойкости наших защитников. В романе — и правда, и интрига, и другие неотъемлемые составляющие героико-авантюрной прозы.


В центре сюжета командир стрелкового полка майор Петров и его правая рука батальонный комиссар Иванов, образ которого особенно интересен. Иванов был сыном высокопоставленного генерала, но не захотел отсиживаться под папиным крылом. Решил познать армейскую службу изнутри и получил назначение в один из полков в Бресте в казармах старой крепости. Вскоре началась Великая Отечественная. Вот как описывает это автор:

«Ночью Иванов, натянув галифе и сапоги, спустился в одной майке во двор. И тут он увидел завораживающее зрелище: по темно-синему небу с нарастающим гулом двигались караваны красно-зеленых огоньков. Они пересекли линию границы и пошли на восток. Это были самолеты, много самолетов, воздушные эскадры бомбардировщиков шли в сторону Минска, через головы войск прикрытия границы».


Небо полыхнуло адским огнем. Десятки взрывов обрушились на казармы и строения цитадели, в одну секунду запылали крыши. Тем временем подставной старший лейтенант, а на самом деле офицер вермахта Петрофф, переодетый в красноармейскую форму, хлопнул пробкой шампанского. Мол, за великое начало. Писатель ярко показывает сопротивление, первые успехи, осаду и штурм гарнизонного храма.
Шокируют факты из офицерского лагеря в Хаммельбурге, построенного для содержания пленников еще в годы Первой мировой. Раздетых догола людей обливали холодной водой из пожарного шланга, а зимой — кипятком. Так фашисты устраивали «баню», морили пленников голодом до такой степени, что они вынуждены были есть песок и желуди из-под лагерных дубов.
«Иванов услышал звук взведенного затвора. Седьмым чувством ощутил направленный в затылок ствол люгера. Он перекрестился и стал читать вслух «Отче наш», запинаясь и спотыкаясь на каждой фразе. Спина его покрылась холодным потом — в него целились. Истекали последние секунды его жизни. Ему дали дочитать молитву до конца».


Завершается роман яркой метафорой. Защитники навечно остались в крепости, став ее камнями. И по сей день боец с каской в руке тянется, чтобы зачерпнуть из реки драгоценной воды — это скульптура «Жажда»…


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter