Страницы семейной истории Тумус и Милькевич из Червенского района

Столько еще хочется успеть

«Дорогие мои старики….» Эти строчки из песни Игоря Саруханова независимо от давности ее написания всегда будут хватать за душу. Особенно тех, у кого престарелые родители или, к сожалению, их уже нет. И среди многочисленных календарных праздников есть один, который посвящен именно людям золотого возраста.


Падеспань длиною в 56 лет

Жизненную дорогу Василия Ивановича и Татьяны Степановны Тумус из деревни Горки Червенского района легкой не назовешь, скорее, наоборот. За плечами тяжелый груз, и далеко не каждый бы его вынес, сохранив при этом бодрость духа и веру в то, что жизнь прекрасна, а завтра наступит новый день, который будет еще лучше предыдущего.
Супруги Василий Иванович и Татьяна Степановна ТУМУС

Супруги оба родом с Червенщины, только из соседних деревень Петровка и Заборье Ляденского сельсовета. Войну Василий Иванович помнит, хотя родился в 38-м. Отец ушел на фронт, погиб в Белостоке. В 1943 году сгорел дом. Мать одна поднимала семерых детей, старший сын умер от тифа, двое — от голода. Скитались от хаты к хате по разным деревням, пока не осели в Александровке. После войны Василий Иванович закончил семилетку. В 6-м классе остался на второй год из-за того, что председатель пообещал дать плащ и сапоги, если пойдет выпасать овец и коров в лес. Пастушок пропустил переводной экзамен да в сентябре не явился на занятия. Работал и учился одновременно. Хотел получить обещанную справку из колхоза, чтобы можно было ехать учиться дальше. После школы поступил в минское ФЗО-11, получил специальность штукатура-плиточника. Мать умерла в возрасте 33 лет, нужно было самому дорогу в жизнь пробивать. В 1957 году призвали в армию, направили в годичную школу санинструкторов. Служил 3 года в Германии. После увольнения решил вернуться в родной совхоз. Приняли на работу техником-осеменатором, затем продавцом и заведующим сельпо. Окончил механизаторские курсы и пересел на трактор. Лет через 10 супруга переманила к себе на ферму животноводом, откуда он и ушел на пенсию.

Пока мы общались с Василием Ивановичем, жена то и дело дополняла воспоминания мужа, а потом все вместе пробежались и по вехам ее судьбы. Всего через два месяца после рождения Татьяны Степановны началась война. Из трех девочек в семье была самой младшей. Войны, конечно, не помнит, только и у нее она отняла отца. С раннего детства научилась работать, признается, что не хуже супруга может ходить за лошадью, клепать и точить косу. Сорок два года проработала на ферме дояркой, гордится большим количеством наград и подарков. Сама освоила все виды вышивки. Переживает, что дети и внуки мало этим интересуются, плохо понимают ценность ее вышиванок.

И у Василия Ивановича с детства осталось давнее увлечение. Выпасая в лесу скот, чтобы не сидеть сложа руки, мальчишка научился лозоплетению. Такое количество корзин и ваз в доме Тумус можно увидеть разве что в музеях или домах творчества. Лозу из рук до сих пор не выпускает, все свободное время посвящает любимому хобби.

Между делом интересуюсь историей создания их семьи. Оказалось, знали друг друга давно. Несколько раз скромный и несмелый юноша провожал Татьяну с вечеринки. Признался, что любил слушать, как она поет. Бывало, едет на тракторе, услышит, что деревенские девчата с песнями по улице идут, заглушит двигатель и стоит. В сваты приехал на бортовой машине в понедельник, 31 декабря 1961 года, вместе с директором совхоза. Гарбуз невеста не вынесла, сразу согласилась.

— Завіруха была страшэнная, цемень. А тут гэтыя сваты. Ажаніліся ў 1962 годзе. Вяселле не гулялі, грошай не было. Хату мне далі ад гаспадаркі. Жыццё, ведаеце, нялёгкае. Але, здаецца, не сорамна ні нам, ні дзецям, бо заўсёды добрасумленна працавалі, як бацькі навучылі. Яны былі калгаснікамі, і мы з дзедам такія самыя. Мама мая давала наказ: «Рабіце, дзеткі, так, каб людзі не смяяліся». Мы і сваіх дзяцей гэтай навуцы вучылі. Любім працаваць, умеем адпачываць. Мы са старым дагэтуль у пары танчым падэспань. Я ў мясцовы клуб хаджу, спяваю ў фальклорным калектыве. Ой, скора гады прайшлі! І навошта тая старасць? Эх, каб заўсёды была маладосць! Столькі яшчэ хочацца паспець зрабіць!

Да, работы им хватало и хватает до сих пор. Когда-то выкупили у хозяйства гектар земли и сейчас еще обрабатывают. Держат поросят и кур, хотя внуки ругаются, чтобы не нагружали себя. Только без дела старики не могут сидеть. Говорят: «Тяжко от родной земельки оторваться».

А вот наша беседа проходила легко: шутили, смеялись и даже танцевали возле дома падеспань. И только когда речь зашла конкретно о детях, голос у стариков дрогнул, на глазах появились слезы. Старшие сыновья-близнецы рано ушли из жизни. 18-летний Василек погиб. Сережа после участия в ликвидации последствий аварии в Чернобыле умер в возрасте 42 лет. Утешением для родителей все оставшиеся годы были и остаются еще трое детей: Наталья, Валентина и Михаил. С годами появились 6 внуков и 4 правнука. В них и находят радость и веру в лучший день.


«Делайте свою жизнь красивой и интересной сами»

Нина Леонтьевна Милькевич — человек с неиссякаемым источником энергии. Встретились мы в том же сельском клубе в деревне Горки, куда она практически ежедневно бегает из дому на «спеўкі і танцы».

Нина Леонтьевна МИЛЬКЕВИЧ
Родилась и выросла в Нарочанском крае на Мядельщине в простой семье колхозников, растившей двух дочерей. Родная деревня Молчаны до сих пор снится женщине, хотя уже много лет она живет в Червенском районе. После окончания школы в 1966 году поступила в Минский пединститут, отдав предпочтение царице наук — математике. Сюда, на Червенщину, попала по распределению. Здесь же и будущего мужа встретила, а в 1971 году замуж вышла. Учительству Нина Леонтьевна посвятила 39 лет. Работала все время в сельских школах завучем по воспитательной работе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с любимой математикой не расставалась.

В ее семье родились трое детей. К сожалению, супруг ушел из жизни 15 лет назад, но женщина нашла в себе силы справиться с горем. В 2009 году в Горках закрыли школу, ушла на заслуженный отдых. Считает, что от человека зависит его морально-психологическое состояние на пенсии, когда он полностью вынужден отказаться от привычной работы. Не говорит, что это хорошо, но и не видит в этом ничего страшного. Главное — найти себе занятие по душе и не просиживать на диване, прислушиваясь в каком боку стреляет. Первым делом «бросилась» к литературе.

— Во-первых, за свою жизнь я многое не успела прочитать. Решила повторить школьную программу, и в сельской библиотеке брала книги Якуба Коласа, Максима Богдановича, Максима Танка, Максима Горецкого... Фантастику не люблю, сама прагматик. В этом году ушла из жизни 90-летняя мама, поэтому еще за ней ухаживала. Во-вторых, скучать не дадут трое детей и шестеро внуков. Один уехал, другой приехал. Я по жизни очень активный и творческий человек. В клубе танцую и пою, шью костюмы для своего фольклорного коллектива «Долинушка». Дома огород, куры, утки. Кстати, последние спасают меня от американки. Жизнью довольна. Единственное, что в ней бы изменила, отмотав время назад, так это больше уделила внимания родным.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter