Столичное ЖКХ приводят в чувство

43 процента минчан сетуют на высокую стоимость коммунальных услуг...

43 процента минчан сетуют на высокую стоимость коммунальных услуг. Хотя для этого теоретически не должно быть веских причин. Все тарифы строго регулируются государством. На 75 процентов им же и дотируются. И плата за стандартную квартиру, по статистике, не превышает 5 процентов дохода семьи. Но таковы результаты социологического опроса, проведенного недавно Информационно–аналитическим центром при Администрации Президента. Еще горожане недовольны качеством уборки подъездов, дворовых территорий и отсутствием парковок у дома (39,5 процента опрошенных). Почти каждый третий хотел бы видеть неподалеку от жилья специальные площадки для выгула собак. Почему мнения жителей города разделились именно так? Чтобы выяснить это, Глава Администрации Президента Андрей Кобяков посетил три ЖЭСа в разных районах города и провел совещание с министром ЖКХ Андреем Шорцем, первым заместителем Мингорисполкома Владимиром Кухаревым, руководителем Фрунзенского района Борисом Васильевым и директором ЖЭС–128 Владимиром Филончиком. Беседа получилась обстоятельной и чрезвычайно интересной. Ведь вопросы ЖКХ находятся под пристальным вниманием Президента.


Ответ на вопрос, почему плохо чистят от снега дворы и убирают подъезды, с ходу дал директор ЖЭС–12 Илья Левицкий. Он в отрасли не новичок. И район у него один из самых сложных. Нынче в этом ЖЭСе вакантны более 30 рабочих мест из 83. И что любопытно: профессия дворника становится мужской. Женщины уходят в торговые центры, где зарплаты достигают 5 — 6 миллионов. А в ЖЭСе средняя — около 3 миллионов. К слову, в новеньком ЖЭС–128 с персоналом тоже беда. 35 рабочих заняты комплексной уборкой, а надо бы 96. Теперь понятно, почему вокруг домов скользкие колдобины. Но что делать? Поднять зарплату? Дать служебное жилье? Не выход, полагает Владимир Кухарев:


— В новых районах, где люди купили жилье за свои деньги, трудно найти желающих махать лопатой и выполнять две–три нормы. Поэтому мы сейчас закупаем технику. Проблема: такая у нас не выпускается. Вся импортная.


Глава Администрации поддержал:


— Если нужны средства механизации, чтобы улучшить качество уборки дворов, то надо покупать! Цена вопроса — увеличение производительности труда и повышение уровня комфорта проживания населения.


Следующая новация — создание комплексных бригад для уборки подъездов и дворов. Что–то типа государственной клининговой компании, оснащенной современными средствами бытовой химии, моющими пылесосами, спецтехникой. У таких работников и производительность труда будет иная, и зарплаты. И подъезды можно мыть не раз в неделю, как сейчас требует санстанция, а два раза в месяц. А сам их ремонт? «Наши жильцы готовы участвовать в ремонте подъездов, — убежден Илья Левицкий, — на 50 и даже на 70 процентов, но дайте нам документ — решение, распоряжение, чтобы делать это на законных основаниях». По словам министра ЖКХ, такие изменения в законодательство уже готовятся. Его мнение: подъезд, как и квартира, — собственность жильцов, заботиться о состоянии которого они должны самостоятельно. Тогда и рисовать на стенах и в лифтах не станут.


Еще одна головная боль — парковки во дворах. Микрорайоны проектировались в 80–е годы. В Каменной Горке, например, проектировщики рассчитывали, что граждане будут ставить авто на паркинге вдоль кольцевой. И сегодня в довольно молодом Фрунзенском районе обеспечивается потребность в стоянках всего на 20 процентов. Что уж говорить про старые кварталы в центре. Как выход Борис Васильев предложил ставить мини–паркинги, где стоимость места — около 6 тысяч долларов, а всего их 48: «Граждане готовы покупать». Но и это не решит проблемы. Новые кварталы надо строить с учетом количества авто, а в старых, возможно, искать места, увы, на зеленых зонах, делать «елочки» вдоль проезжей части.


Но вот вместо площадок для выгула собак, которые объективно негде строить, если уж не хватает места для установки мусорных контейнеров и парковки машин, специалисты предложили ужесточить штрафы для хозяев, которые выгуливают животных, но не убирают за ними, как это принято в цивилизованных странах.


А теперь о главном. Почему же минчане, зарплаты у которых выше всех в стране, недовольны стоимостью коммунальных услуг? Как выяснилось, это плоды начатых реформ, которые пошли как–то криво. Практически в каждой новостройке — либо товарищество собственников, либо ЖСПК, или просто частная обслуживающая компания, назначенная или созданная застройщиком. Все эти новообразования — юридические лица, у которых есть офис, председатель–директор, бухгалтер, которым зарплату платят жильцы из своего кармана. Ценообразование в таких и без того экономически нецелесообразных структурах непонятно людям, полагает Андрей Кобяков:


— У нас есть конкретные примеры. Застройщик навязывает свою коммерческую компанию. Она крутит–вертит тарифами как хочет. Людей, чтобы сменить управленцев, никогда в жизни не соберешь. Это вызывает справедливые нарекания. Зачем столько юридических лиц? Бухгалтеров? Отдельных офисов, за содержание которых надо платить?


Решение, которое предложил Глава Администрации Президента, — прекратить раздрай в ЖКХ. Все услуги, на которые государство регулирует и жестко устанавливает тарифы, должны оказываться ЖЭСом как наиболее экономически выверенной и эффективной структурой. А все, что сверху — консьерж, видеонаблюдение, цветочки в подъездах, — пусть берут на себя председатели товариществ и ЖСПК. И, как управдомы, собирают деньги на какие–то благие идеи, аккумулируют их на субсчетах в ЖЭСах и делают добрые дела, если люди им доверяют. Но обслуживанием жилья должны заниматься профессионалы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter