Стоит один раз увидеть

О Первом Национальном форуме «Музеи Беларуси»

Уже сейчас со всей страны и еще из 18 государств в Гродно съезжаются участники Первого Национального форума «Музеи Беларуси». В пятницу фест официально откроется и продлится до конца недели. 700 сотрудников из 150 кунсткамер — от скромных районных до всемирно известных галерей — обменяются опытом.


Специалисты настроены серьезно. Во–первых, музеи покажут лучшие экспонаты на огромной выставке, которая будет представлена в спортивном комплексе «Неман». Это станет смотром достижений — наглядным примером успешности того или иного собирателя раритетов. Во–вторых, предстоит дискуссия по будущему облику Белгосмузея истории Великой Отечественной войны — его директор Сергей Азаронок с нетерпением ждет, что скажут коллеги из–за рубежа о концепции новой экспозиции. Представителей музея Словацкого национального восстания, израильского Яд–Вашем, гостей из России и Германии пригласили на научную конференцию, которая пройдет во время форума, — о создании музеев военного профиля.


Коллегиальность, участие международных экспертов при создании экспозиции каждого музея в любой стране — гарантия того, что и через 10 лет, а может, и полвека спустя созданное сегодня будет актуально, не потребует переделок. Это очень важно. Так как средства в модернизацию вкладываются немалые. И эффективная отдача невозможна при частых сменах концепций и декораций.


На встрече в Гродно зарубежные коллеги также поделятся своим опытом добывания средств и экспонатов: голландцы, австрийцы и поляки специально приглашены, чтобы рассказать о новых технологиях маркетинга и менеджмента.


Логистика, маркетинг, инфраструктура, пиар — вот что, оказывается, теперь самое важное в музейном деле. Без них не привлечешь ни посетителей, ни спонсоров, как результат — выпадешь из обоймы лучших и ведущих. Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея, хорошо понимает, как надо работать: «50 лет назад у нас как было? Повесил на стену картину — и ждешь школьную группу. Сегодня не так: музей должен создавать интерактивные экспозиции, проводить музыкальные вечера, ночные выставки. Поэтому в холле перед выставкой «Художники Парижской школы из Беларуси» мы открыли кафе».


Кстати, в тех залах, где сейчас показывают парижан, еще вчера висели полотна Бялыницкого–Бирули, Жуковского, Хруцкого. Их сняли. Но не запрятали в «спецхран». Шедевры повезли в Гродно. Когда выставка «французских белорусов» закончится, картины Хруцкого со товарищи опять вернут на прежнее место.


В Гродно ждут гостей из Испании. Они обещали раскрыть секрет, как увеличить количество посетителей музея с 300 тысяч (это пока верхняя планка для наших кунсткамер) до более миллиона. Однако не совсем верно представление, что успешность измеряется в цифрах посетителей. По мнению заместителя министра культуры Тадеуша Стружецкого, результативно работают те, кто не просто хранит и демонстрирует экспонаты, но и изучает их, привнося что–то новое в науку.


Государство финансирует музеи в достаточной мере — насколько это возможно. Но денег все равно не хватает. Вся причина в том, что сами сотрудники кунсткамер ставят амбициозные цели — хотят привозить выставки из–за рубежа, закупать уникальные предметы. Тенденцией последнего времени стало активное участие меценатов в формировании фондов исторических и художественных галерей. Появился даже новый термин — «государственно–частное партнерство».


Музейный форум будет открыт всем — не только специалистам, но и жителям Гродно, туристам. Рядом расположится ярмарка традиционных ремесел. У тысяч людей в эти дни есть уникальная возможность окунуться в мир искусства, истории и современных технологий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter