Белорусы съедают 16,5 тысяч тонн шоколада в год

Сто граммов для имиджа

Почему молочный шоколад дороже горького и могут ли отечественные производители охватить 90% "сладкого" рынка
Почему молочный шоколад дороже горького,  зачем бороться за место на полках  и могут ли отечественные производители охватить  сладкой продукцией 90 процентов рынка

Нешуточные страсти то и дело сотрясают шоколадный рынок в разных странах мира. В прошлом году в продукции украинского «Рошена» россияне обнаружили вещество бензопирен, которое формируется в… копченостях. Как оно оказалось в шоколаде, так и осталось тайной для просвещенных умов. А сегодня на повестке дня вирус Эбола в Африке, где растут какао-бобы. Из-за него, мол, шоколадка через какие-нибудь несколько лет чуть ли не станет деликатесом… К счастью, в стране как своего, так и импортного шоколада в достатке.

Съедаем мы этого продукта 16,5 тысячи тонн в год. Почему же в одних магазинах «Аленка» — это бренд, а в других теряется на фоне более выигрышного в цене и креативе кондитерского импорта? Какова реальная себестоимость продукта и почему не стоит гнаться за дешевизной?

Место под солнцем

Цена на 90—100-граммовую плитку шоколада от разных производителей на нашем рынке колеблется от 10 до 19 тысяч рублей. Стоимость отечественного продукта в магазинах почти одинакова. К примеру, за 100 граммов «Любимой Аленки», «Красной Шапочки» в торговых сетях просят 12550 рублей, новинка с фундуком и изюмом от «Коммунарки» — 13700 рублей. А вот с ценами на импорт торговые сети играют, как на рояле. Так, в столичной «Короне» стограммовая плитка молочного шоколада «Нестле» стоит 11950 рублей, 90 граммов «Альпен Гольд» — 12850 рублей, в «Алми» за первую просят 12700 рублей, а за вторую — 11950 рублей. В продуктовом магазине Пуховичского райпотребсоюза за те же виды заморского шоколада придется отдать 13600 и 14500 рублей соответственно. 

В магазинах Белкоопсоюза за место под солнцем нашим сладостям бороться особенно не приходится. Им — «полочный» приоритет. Иная ситуация в крупных супермаркетах, где на прилавках куда больше товара заграничного. Почему? Исполняющая обязанности начальника отдела экономики и финансов совместного объединенного акционерного общества «Коммунарка» Ирина Новик полагает, что все дело в маркетинговом бюджете, который транснациональные компании могут позволить заплатить нашим крупным сетям супер- и гипермаркетов. Выкупать места на полках по закону запрещено, но бизнесмены находят лазейки. К примеру, заключают акт на маркетинговые исследования, и в стоимость этого акта включают энную сумму за «заказанный» участок прилавка. 

С розницей «Коммунарка», исходя из этих реалий, в последний год стала работать по-новому. В 2013-м «Евроторгу» давали неплохую скидку, условно говоря, со 100 рублей до 90 на один продукт. Тогда надбавка ложилась на эти 90 рублей, и продукция становилась дешевле. В 2014 году перешли на формирование единой цены для всей розницы, в некоторых гипермаркетах продукцию выставляют на акции. Сеть, получившая крупные маркетинговые отчисления на импортную плитку, может «передвигать» торговую надбавку по собственному усмотрению. В результате имеем разницу в цене в крупных супермаркетах и небольших магазинах.

Доля полочного пространства шоколада, отданного отечественным производителям, составляет 20 процентов, утверждают на «Коммунарке». При этом за девять месяцев 2014 года в страну ввезено 16 тысяч тонн продукта. «Коммунарка» поставит за 2014 год 2600 тонн, примерно столько же «Спартак». В целом отечественные производители охватят около 30 процентов шоколадного рынка. Могут ли больше? 

В этом году «Коммунарка» полностью заменила оборудование для измельчения шоколадных масс и закупила новые машины для их конширования (перемешивания при равномерном нагреве). Следуя мировым тенденциям, закупили и новую полнокомплектную линию по производству шоколада с начинками и сухофруктами, орехами производительностью тонна продукта в час. Теперь, собрав все силы в кулак, отечественные производители способны закрыть и 90 процентов рынка. Только надо заняться продвижением имиджа своей продукции в массы. 

Однако нельзя исключать немаловажный фактор — так называемое «полочное» давление. На отечественный шоколад в этом году оно со стороны торговых сетей выросло. Из-за падения российского рубля кондитерский рынок нашей страны вдруг стал более чем интересен объединенным кондитерам из РФ. Они заключают контракты с нашими торговыми объектами в долларах, и цены на свою продукцию резко повысить не могут. Хлынула к нам и шоколадная продукция украинских производителей, для которых Россия сегодня закрыта. 

Доверять ли этикетке?

Цены на шоколад «Коммунарки» за январь—октябрь этого года по сравнению с таким же периодом прошлого года выросли на 8,6 процента. Это связано не только с лихорадкой Эбола. С начала этого года поднялись цены на сахар — на 23 процента, молоко сгущенное цельное с сахаром — на 32, молоко сухое цельное — на 20, на сливки сухие — на 33 процента. Для поддержания спроса фабрика поджала свою накрутку. Рентабельность предприятия снизилась с 14,4 до 11 процентов. 

Больше всего шоколадной фабрике приходится тратиться на покупку какао-бобов из Ганы. С учетом роста курса доллара в пересчете на белорусские рубли их стоимость увеличилась на 31,1 процента.

Главным своим достижением «Коммунарка» считает первичную переработку какао-бобов. Составы отечественного шоколада по-прежнему классические, определены еще советскими ГОСТами и с тех пор не менялись, что не может не радовать потребителя. Здесь до сего дня не используют заменители и эквиваленты натуральных продуктов в процессе изготовления шоколада, чем грешат многие производители. «Другие компании в основном приобретают готовые полуфабрикаты: какао тертое, какао-масло, — рассказывает Ирина Новик. — Мы работали три месяца на привозных полуфабрикатах, потому что реконструировали цех по переработке. У нас есть своя лаборатория. И как-то раз уличили поставщика в том, что к нам пришел полуфабрикат с содержанием заменителей. Вместо какао-масла ему выгоднее было подмешать пальмового или масла ши. Какао-масло стоит 83 тысячи рублей за килограмм, а эквивалент того же объема обойдется в 40 тысяч. Неплохо можно наварить на обмане...» 

Стоит ли во всем доверяться производителю? Иду в Республиканский научно-практический центр гигиены и эпидемиологии. Конечно, заменители используются и в продукции отечественных производителей. Но не в шоколаде (их здесь разрешается минимум), а в кондитерской глазури, конфетах (не во всех), рассказали в центре. Но наличие заменителей в одной плитке некритично, съел одну — ничего страшного. При этом нужно помнить, что насыщенные жиры, которые содержатся, скажем, в пальмовом масле, могут негативно сказаться на нашей сердечно-сосудистой системе. 

— Готовую шоколадную продукцию не так-то просто проверить на содержание эквивалентов и заменителей, — просвещает меня Светлана Гонтарева. — По нашим ГОСТам, в шоколаде их должно быть не более пяти процентов. Каждого проверить — работа дорогостоящая. И самое интересное, провести такую процедуру можно только с горьким шоколадом. По молочному в нашей стране нет апробированной методики по выявлению эквивалентов. Поэтому производители могут не указывать в составе на этикетке присутствие заменителей. Остается лишь доверять.

Да, пока наши производители кондитерской продукции свято чтут советскую традицию и намерены и дальше продолжать бороться за натуральность и качество, попутно закупая новое оборудование, предлагая конкурентоспособный товар — тот же шоколад с арахисом и изюмом или конфеты-батончики... А вот угонимся ли за конкурентами? Пока большой вопрос. Прежде всего из-за нежелания продвигать свой продукт в массы, используя проверенные маркетинговые ходы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter