Стимулы для инвесторов

Россия и Беларусь лидируют в СНГ по привлечению совместных и иностранных капиталовложений

Россия и Беларусь лидируют в СНГ по привлечению совместных и иностранных капиталовложений


В ХОДЕ состоявшегося в марте в Москве международного экономического форума, посвященного 20–летию создания СНГ, одной из основных тем стало более полное использование торгового и инвестиционного потенциала стран Содружества. Отмечалось также, что в СНГ товарообмен и прямые производственные капиталовложения наиболее активно развиваются в рамках как Союзного государства, так и в Таможенном союзе. Причем, как отметил первый вице–премьер России Игорь Шувалов, эти тенденции сопровождаются улучшением инвестиционного климата во все большем числе стран Содружества, в отличие от многих индустриально развитых государств.


Об основных факторах, влияющих не только на объемы, но и на реальную экономическую эффективность капиталовложений в Союзном государстве и СНГ в целом, корреспондент «СОЮЗа» попросил рассказать почетного президента Международной организации кредиторов Роберта Абдуллина.


— В прошлом году широкий резонанс получили экономические исследования WOC и проведение международной инвестиционной премии и вручение ее победителям. Что, по вашему мнению, характерно для тенденций с прямыми зарубежными инвестициями Беларуси и других стран СНГ в Россию? Оправдываются ли прогнозы, что взаимные капиталовложения стран СНГ в рамках всего Содружества становятся все более привлекательными?


— Согласно исследованиям WOC, страны СНГ действительно становятся все более привлекательными для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это связано, во–первых, с их более надежным финансово–экономическим положением, в отличие от большинства индустриально развитых стран. Во всех странах ЕС уровень государственного долга намного превосходит его покрытие национальными валютными резервами и показатель ВВП. Схожая ситуация в Японии, США. Но в странах Содружества такого положения не наблюдается. А во–вторых, в постсоветских странах, прежде всего в России и Беларуси, а также в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, инвесторам предлагаются выгодные долгосрочные проекты — промышленные, энергетические, телекоммуникационные. Стимулом большей инвестиционной привлекательности СНГ являются и российско–белорусские экономические программы, которые успешно реализуются. Иначе говоря, иностранные инвесторы могут непосредственно оценить конкретные результаты российско–белорусских инвестиций. Это, в свою очередь, повышает уровень их интереса и к участию в таких программах, к разработке инвестпроектов с российскими и белорусскими партнерами. По нашим данным, и Союзное государство, и Таможенный союз, и СНГ в целом весьма перспективное «поле» для прямых иностранных инвестиций долгосрочного характера. Во всяком случае, блок СНГ представляется в современных условиях более привлекательным для прямых иностранных инвестиций, чем, например, блок ЕС.


— Многие чиновники и эксперты полагают, что основным «центром притяжения» иностранных инвестиций являются специальные или особые экономические зоны. Но, судя по динамике притока ПИИ в Россию, Беларусь и ряд других стран СНГ, не везде наблюдается такая взаимозависимость.


— Конечно, особые или специальные экономические зоны создавались и создаются для того, чтобы со временем стать центрами «распространения» по всей стране иностранных инвестиций, технологий. Первая в мире такая зона находится на острове Тайвань, созданная еще в 1965 году. Она впоследствии стала именно таким центром. Этот опыт широко используется во все большем числе стран. Такие зоны созданы и в СНГ. Скажем, многие белорусские зоны такого рода расположены вдоль границ с Россией, со странами Балтии, Польшей, Украиной. Этот фактор стимулирует приток трансграничных инвестиций. Но данное обстоятельство — больше географическая выгода таких зон. Потому что их опыт и результаты, как показывает экономическая практика в той же Беларуси, России и других странах СНГ, затем развиваются повсеместно. Примеры тому — рост прямых иностранных инвестиций во многих российских субъектах (например, Амурская область, Ненецкий автономный округ) и областях Беларуси, расположенных вне специальных или особых экономических зон. Так что целесообразно содействовать притоку иностранных инвестиций не только в такие зоны, но и по всей территории государства.


Алексей Балиев


МОСКВА — МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter