Как филиал «Брестские ковры» ОАО «Витебские ковры» противостоит санкционному давлению

Стежками по мягкому ворсу

Еще два года назад судьба известного предприятия в городе над Бугом представлялась весьма туманной. ОАО «Ковры Бреста» находилось в процедуре банкротства, и свет в конце тоннеля даже не просматривался. Слава некогда успешного предприятия канула в Лету. Казалось, из глубокой ямы проблем выбраться уже невозможно.

Однако на помощь вовремя пришли коллеги-ковровщики. ОАО «Витебские ковры» на аукционе приобрело имущественный комплекс предприятия и преобразовало его в свой филиал. Эти перемены привели к положительным результатам. Теперь можно с уверенностью сказать: у брестских ковровщиков есть будущее.

Сила интеграции

Вместе с управляющим филиалом «Брестские ковры» ОАО «Витебские ковры» Артемом Лоханкиным мы совершаем небольшую экскурсию по цехам. Все восемь современных станков работают как часы: производство здесь осуществляется круглосуточно. Такой режим не только позволяет увеличивать объем продукции, но и экономить немалые денежные средства. Артем Лоханкин подтверждает, что слияние двух ковровых площадок страны пошло на пользу обеим сторонам:

— Создание единого коврового производства позволило объединить не только технологический, но и кадровый потенциал предприятий. Это делает продукцию более конкурентоспособной, позволяет увеличить ее объем, расширить ассортимент. В Бресте мы сохранили высокопрофессиональный коллектив и полностью загрузили производство. Все это позволит обеспечить долгосрочное развитие ковровой отрасли страны.


Сегодня в филиале трудятся 248 человек: каждый из них прекрасно понимает, что только добросовестное и внимательное отношение к делу укрепит производственный потенциал и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции. А значит, позитивно отразится и на уровне заработной платы. Последняя, к слову, в прошлом году в среднем по филиалу превысила тысячу рублей, а в 2019 году она не достигала и 700. 

Впрочем, в лучшую сторону изменились и другие показатели. В прошлом году рентабельность продаж и реализованной продукции составили 8,4 и 11,3 процента соответственно, удельный вес инновационного производства — 44 процента. А выпуск ковровых изделий превысил 1,34 миллиона квадратных метров, тогда как два года назад этот показатель был 800 тысяч «квадратов». 

Есть качество — будет и спрос

Все эти изменения положительно повлияли и на работу трудового коллектива. Люди обрели уверенность и в будущее смотрят с оптимизмом. К примеру, ткач 6-го разряда Ирина Пашук вспоминает, что накануне вхождения в структуру витебского предприятия опасалась за судьбу родного завода:

— Я работаю здесь уже более 30 лет и, естественно, волновалась, сумеем ли мы выйти из трудного положения. Сейчас могу констатировать: филиал продолжает свою деятельность и останавливаться не собирается. Работникам вовремя выплачивают зарплату, имеется неплохой соцпакет, недавно по профсоюзной путевке отдохнула в санатории. Правда, было тревожно, когда против нашей страны начали вводить санкции. Однако качественная продукция предприятия пользуется спросом за рубежом. К примеру, известная немецкая компания закупает наши изделия. Уверена, без рынков сбыта предприятие не останется.



Еще один старожил швея Надежда Кинах пришла на производство сразу после школы:

— Было это в далеком 1986 году, тогда завод находился в зените славы. А потом настали непростые времена. Когда проходила реорганизация, руководством было принято решение сохранить доплаты за стаж и работники оформлялись в порядке перевода. Радует, что у нас увеличилась зарплата, практикуются надбавки за профессиональное мастерство, появилась перспектива. Надеюсь, что в будущем станет еще лучше. Главное сейчас — держаться вместе, и тогда любые проблемы будут по плечу. 

Диверсификации поставок —особое внимание

Да, работу филиала «Брестские ковры» в последние месяцы осложняет санкционное давление. Из-за непростой ситуации в Украине поставки продукции на рынок южной соседки прекратились. Недружественным образом повел себя еще один сосед — Латвия. В то же время не все европейские страны сворачивают партнерство. К примеру, Германия продолжает закупать продукцию брестских ковровщиков, не отказывается от контактов Румыния. Тем не менее Артем Лоханкин говорит, что вопрос поиска новых рынков сбыта и закрепление на уже существующих сегодня актуален как никогда:

— 80 процентов нашей продукции отправляется на экспорт, поэтому диверсификации поставок уделяем особое внимание. Конечно, основной наш партнер — Российская Федерация, там мы будем наращивать объемы продаж. Но прорабатываем и другие рынки, в частности Казахстана. Страны СНГ в целом для нас сегодня являются приоритетными. Мы принимаем участие в различных международных выставках, чтобы наладить контакты и отыскать новых клиентов.

Создание единого коврового производства позволило объединить не только технологический, но и кадровый потенциал предприятий, что сделало продукцию более конкурентоспособной, увеличило ее объем, расширило ассортимент.
 
Также актуальной проблемой является поиск новых поставщиков сырья. Прежние логистические цепочки разорваны: порты Одессы и Клайпеды в настоящее время не обслуживают белорусских партнеров. Поэтому приходится искать иные варианты. Комплектующие для оборудования можно импортировать из Турции — одного из мировых лидеров текстильной промышленности. По синтетическим нитям есть предложения от белорусских и российских производителей. К примеру, полипропиленовые изготавливают на головном предприятии в Витебске. Натуральные нити хлопка и льна тоже можно использовать в качестве альтернативы. Так что процесс импортозамещения постепенно налаживается и будет только ускоряться. 


Артем Лоханкин акцентирует внимание, что расширение ассортимента и работа над качеством продукции позволят успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках:

— Мы постоянно работаем над обновлением дизайна и разработкой новых коллекций. Очередные новинки поступят в продажу в самое ближайшее время. В целом у нас около двух десятков коллекций. Филиал успешно освоил современные технологии ковроткачества и выпускает изделия с высокими потребительскими свойствами. Ассортимент достаточно широкий как по размерному ряду, так и по цветовой гамме и дизайну. Мы должны максимально ориентироваться на желания клиентов, это позволит работать и развиваться даже в самых непростых условиях. 


yarmoschuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter