Не в наших традициях указывать человеку на недостаток воспитания

Стеснительные обстоятельства

Обратила внимание на одну публикацию в социальной сети. Автор делился наблюдением: в западноевропейском аэропорту к пустующей стойке регистрации для инвалидов в обход общей очереди подходили только наши соотечественники. Судя по всему — вполне здоровые. Иностранцы предпочитали томиться в общем потоке пассажиров с риском быть разбросанными по самым неудобным местам салона, только чтобы не стать помехой для гипотетического человека с инвалидностью. Такая дисциплина достойна уважения. Но не стоит забывать, что привычка к самоограничению не появляется вместе с гражданством. По моему твердому убеждению, она вырабатывается за годы жизни в обществе, где указывать человеку на недостаток воспитания или на ошибочность его поведения — в порядке вещей.

Очень сложно не следовать правилам, когда к услугам морализаторов — полный арсенал поддержки: полиция, администраторы, юристы и наработанная десятилетиями законодательная база, где для любого нарушения найдется своя санкция. В Германии, например, законодательно предусмотрена полная тишина в многоквартирных домах после 11 часов вечера. Нельзя даже принимать душ. И поверьте, этого не делают даже те, кто приходит домой после поздней рабочей смены. И вовсе не потому, что все вокруг исключительно деликатные и прирожденно внимательные к другим люди. Просто штрафы высокие. А желающих позвонить куда следует — за каждой стеной.

То же самое касается и упомянутой мной ситуации в аэропорту. Европейцам не нужно объяснять, что пользоваться привилегиями, на которые они не имеют права, чревато неприятными последствиями, стоит только появиться жаждущему справедливости обывателю.

Мой давний знакомый, решивший заработать большие деньги рытьем траншей в Ирландии, отмечает одну особенность: жители этой страны считают своим долгом подойти к трудяге и потребовать у него разрешительные документы на проведение работ. Их не волнует, что для этого человек должен бросить работу и терпеливо ожидать, пока любопытствующий не просканирует все абзацы, параграфы, печати и подписи. Потом — улыбка, благодарность и... новый «проверяющий». Попробуй только не представить и ему бумаги — придется иметь дело уже с полицией. Иногда больше времени тратится на отчет перед прохожими, чем на саму работу.

Помнится история, услышанная еще в советское время. Тогда она использовалась пропагандистами для того, чтобы показать, до какой степени «деградации» дошло капиталистическое общество. Мол, в Америке две семьи решили вместе посидеть за столом. Вкусно поев и выпив вина, гости засобирались домой. Хозяин предложил вызвать такси, но те отказались и уехали на собственной машине. И первое, что сделал хозяин после их отъезда, — сообщил полиции маршрут поездки и номер автомобиля, за рулем которой находится нетрезвый водитель.

Даже сегодня найдется немало людей, которые не смогут подобрать литературных выражений для описания поступка друга–«предателя», а лет 20 — 30 назад многие готовы были чуть ли не задушить его собственными руками. Следить за соблюдением законности и привлекать профессионалов, если не можешь справиться сам, — это, увы, не для нашего менталитета.

Ведь как у нас принято считать? Хороший сосед — это тот, кто не обращает внимания на ночные танцы и визг перфоратора. Хороший друг — тот, кто промолчит, если ты при парковке снесешь зеркало ближайшей машины. Хороший незнакомец — тот, кто в автобусе не заставит тебя оторвать взгляд от окна, чтобы уступить место пожилому человеку. И наоборот: плохие — те, кто мешает как следует отдохнуть, портят праздничный вечер, не подставляют руку помощи после того, как ты наворотил дел, лезут со своими замечаниями и учат жить. Стоит признать: «хороших» людей у нас хватает. Да и сама я, похоже, из «хороших».

А иначе как расценить ситуацию с моим участием? Заказной автобус с табличкой «Дети» должен был увезти меня с дочерьми в Гродно после новогоднего утренника на загородной базе. Все места были заняты детишками с родителями, но в салон продолжали заходить новые семьи. Перед отъездом водитель попросил взрослых уступить места детям: в специализированном транспорте малыши должны быть пристегнуты. Никто не отреагировал. Повтор просьбы — и снова нулевой эффект. Никак не отозвались даже родители, чьи ребята остались без сидячих мест. Молча пожав плечами, водитель вышел из салона и сел за руль. Промолчала и я. А что я могу сделать? Не в милицию же звонить...

czcz@onet.eu  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter