Стенки и расценки

Материалы для ремонта стали дороже, а услуги по ремонту - дешевле

В кризис ремонтом заниматься стало дороже, а экономить на услугах — проще

Движущей силой увеличения продаж отделочных стройматериалов всегда был квартирный рынок. В приобретенные метры жилец всегда въезжал после ремонта, пусть даже легкого, косметического.

Понятно, что в нынешнем году производителям стройматериалов, продавцам и мастерам, занимающимся строительными работами, рассчитывать на этот рычаг пришлось в меньшей степени. Ведь продажи жилья существенно снизились. А вот плановые ремонты люди реже делать не стали. Специалисты утверждают: ремонт в кризис — это очень даже выгодно. Во-первых, неплохое вложение капитала, а во-вторых, сегодня у белоруса, пожелавшего привести свое жилище в божеский вид, появляется реальная возможность сэкономить на услугах строителей.

Данные статистики свидетельствуют, что в стране объем продаж отделочных материалов снизился не столь значительно, как в иных отраслях потребительского рынка. По данным Национального статистического комитета, продажи стройматериалов в январе — октябре 2009 г. достигли отметки 1 404,9 тыс. руб., что в сопоставимых ценах составляет 90,2 % от объемов прошлого года. Можно наблюдать и изменение поведения покупателей — они стали больше интересоваться импортным товаром. По данным ведомства, если в прошлом году соотношение отечественной и завозной продукции составляло 76 к 24 %, то в нынешнем году цифры говорят о том, что доля белорусских производителей снизилась до 69,3 %. Отсутствие патриотизма продавцы объясняют наличием у покупателей предубеждений относительно того, что белорусские стройматериалы могут быть качественными. Конечно, производителям кафельной плитки, сантехники и лакокрасочных материалов удалось обосновать свою конкурентоспособность, а вот обойщики, производители напольных покрытий и электрофурнитуры мало занимались сбором «доказательной базы».

Как рассказывает начальник управления маркетинга компании «ОМА» Марина Гринькова, крупные розничные операторы сегодня практически не заметили снижения покупательской активности в отношении стройматериалов. Возможно, где-то оно и наблюдается, но вот недавно появившийся в Беларуси формат строительных супермаркетов пока не жалуется на отсутствие клиентов. Обоями, напольными покрытиями, линолеумом и ковролином граждане интересуются почти так же, как и раньше. «Впрочем, существенное изменение уловить можно: покупатели стали больше интересоваться акционными товарами. Стоит объявить распродажу или объявить о скидке — и реализация гарантирована», — говорит специалист.

Несмотря на повышение цен, а, по словам продавцов строительного рынка в Уручье, за прошедший год они на отделочные материалы выросли на 15—35 %, белорусы, ремонтирующие свои жилища, так и не переориентировались на товары подешевле. «Они справедливо полагают, что экономить на покупке качественных материалов не стоит: дешевые обои через пару лет выгорят и обветшают, а за ламинат лучше заплатить больше, но потом проблем не знать», — говорит продавец стройматериалов Олег Рыбалко. Он убежден, что сегодня ремонтники с большей охотой стали использовать маленькие хитрости, которые на выходе позволяют сохранить приличную сумму. Например, покупают «шпалеры» с часто повторяющимся мелким рисунком, из-за чего отходов при нарезании полотен в размер практически не оказывается. В результате удается купить на один-два рулона меньше. Кафель за мебелью на кухне тоже можно не укладывать — все равно его там не видно. В итоге экономится 3—4 «квадрата», плюс цементный раствор и работа.

А вот с точки зрения услуг делать ремонт сейчас выгоднее, чем год назад. Например, в 2008 г. малярные работы в квартире оплачивались исходя из расценок $ 4—5 за квадратный метр, теперь же $ 1,5—3. Точно так же почти дешевле на $ 1—1,5 стала облицовка плитками, укладка ламината, заливка фундамента, подешевели сантехнические работы. Причины снижения расценок — вполне объяснимы. Большое значение имеют сезонность — традиционно ремонтом люди стараются заниматься в летний период, а также экономические проблемы. Затишье на строительном рынке высвободило множество людей, еще недавно занятых в других сферах экономики.

Ремонтники жалуются: сегодня в строительный бизнес пришло много неподготовленных людей, способных в лучшем случае выполнять указания мастера, но отнюдь не работать самостоятельно. Они-то и сбивают цены. Как рассказывает представитель одной из стихийно действующих ремонтных бригад Дмитрий Солнечный, на самом деле ценник у профессиональных строительных специалистов за последний год не изменился. А если учитывать, что все работы по старой доброй традиции тарифицируются в долларовом эквиваленте, наоборот, увеличился. Вместе с тем клиенты сегодня стали разборчивее и часто просят строителей предоставить скидки, а то и оплату в рассрочку. В противном случае угрожают найти ремонтников подешевле. В итоге профессионалам приходится забывать про свои тарифы и идти на поводу у заказчика. Сейчас, несмотря на то, что клиент порой говорит: «Деньги за качество мне отдать не жаль», после составления подробной сметы он может резко изменить свою позицию.

На ноябрь 2009 г., по информации ремонтно-строительных компаний, специализирующихся на отделочных работах, обновление квартиры, имеющей стандартную отделку, выливалось в сумму не менее чем $ 63 за 1 кв. м, а за так называемый евроремонт приходилось выкладывать не менее $ 200 за 1 кв. м. При этом максимум расценок не ограничен.

Установить розетку сегодня стоит $ 7, проштрабить к ней 1 метр бетонной стены — $ 2. Заштукатурить квадратный метр стены — $ 7—8 в зависимости от количества слоев, положить плитку — $ 8—10. Зашпатлевать стену под обои — $ 1,5, под покраску — $ 3. Сантехники, ранее бравшие исключительно 10—15 % от стоимости устанавливаемого оборудования, сегодня просят в среднем $ 25 за «точку» — неважно установка это смесителя или унитаза. Укладка 1 кв. м ламината обойдется заказчику в $ 3—3,5, прибить плинтус — $ 1 за погонный метр. Цены, как это часто водится, — условные. Ведь самый главный девиз остался неизменным: какие стенки — такие и расценки.

В связи с падением спроса на услуги по ремонту помещений следует ожидать дальнейшего снижения цен на них. Причем такое снижение произойдет на мелких фирмах. Крупные строительно-ремонтные компании скорее откажутся от услуг некоторых подрядчиков и субподрядчиков, что поможет им какое-то время держаться на плаву и не дешеветь. Спектр предоставляемых услуг, вероятнее всего, сократится, поскольку основная тенденция отечественных предприятий — сокращение штата, а следовательно, и сужение специализации. Зато строительно-отделочные организации начнут оказывать мелкие услуги и работать с небольшими заказами, что еще недавно было для них нехарактерно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter