Стенка на стенку

Как показывает практика, большинство походов наших сограждан по кабинетам чиновников разных уровней связано с решением жилищно-бытовых и личных проблем: одному надо стать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, второму решить квартирный вопрос в уже имеющихся квадратных метрах, третьему составить завещание, четвертому оформить пенсию или получить пособие – и так до бесконечности.Самое сложное, что все эти проце дуры связаны с многочисленны ми законодательными тонкос тями и требуют большого количества документов. Поэтому риск того, что бумаж ная работа может превратиться в банальную волокиту, очень велик. Журналисты «Народной газеты» решили лично проверить, как работает эта система на деле и с какими проблемами приходится сталкиваться людям. По кабинетам чиновников решать обычные житейские вопросы, с которыми белорусы сталкиваются ежедневно, отправились корреспонденты «НГ» в разных регионах Беларуси.

Для начала мы попробовали осуществить мечту едва ли не каждого второго жителя обычного панельного дома — сделать в квартире перепланировку. Ведь нам приходится жить в уже кем-то “раскроенных” апартаментах, зачастую — крайне неудобных. В условиях отсутствия денег на покупку более комфортного жилья единственным способом исправить положение и остается перепланировка. Но может ли простой белорус быстро, честно и без волокиты сделать это?
То, что вопросом переобустройства квартир одновременно озабочены тысячи жителей нашей страны, подтверждают не только сотни форумов в Интернете, где люди живейшим образом обсуждают не только, что, как и куда можно переносить, но и количество посетителей “архитектурных” кабинетов районных администраций, откуда начинается путь к идеальному жилью.
Раз бумажка, два бумажка — будет стопочка
Для себя я поставила, как мне казалось, более чем простую задачу: объединить крохотные туалет и ванную в один нормальный санузел и убрать стенку между спальней и примыкающей к ней кладовкой, чтобы получить просторную комнату. Ни о каких бассейнах, каминах и полах с подогревом, получить разрешение на которые в рамках панельного жилья просто нереально, речи не шло. Поверхностное изучение нормативных документов по перепланировке обрадовало: на прохождение согласование перепланировок с администрацией района должно было уйти до месяца — в зависимости от того, как скоро у специалистов состоится очередное заседание комиссии (они проходят раз в месяц), рассматривающей заявления всех желающих.
Иллюзии начали рассеиваться в службе “одного окна” исполкома, куда меня отправили с планом квартиры за всеми подробностями предстоящего перепланировочного пути.
— Для начала надо получить разрешение на перепланировку, только подать заявление имеет право лишь непосредственный собственник квартиры, на членов семьи возможность инициировать перепланировку не распространяется, — предупредила сотрудница службы. — Кроме самого заявления вам нужно в произвольной форме нарисовать схему или составить список тех изменений, которые планируете осуществить в ходе ремонта. Также понадобится паспорт собственника, копия лицевого счета и техпаспорта на квартиру. До того как приходить к нам с этими документами, получите письменное согласие на конкретную перепланировку у директора ЖЭСа или председателя товарищества собственников, заручитесь письменным согласием на ремонт всех совершеннолетних членов семьи, которые живут в квартире.
— После этого комиссия рассмотрит документы и можно нанимать строителей? — мой наивный вопрос для девушки “в окне” был явно не в новинку.
— Не торопитесь. Если в документах будет все в порядке, то в течение месяца вы получите разрешение на перепланировку и сможете заняться получением разрешения на непосредственно ремонтно-строительные работы, — остудила она мой пыл. — Вам в письменном виде предоставят пошаговый план дальнейших действий по согласованию ремонта, его проведению и заключительной приемке осуществленной перепланировки.
Предполагаемый ремонт, по самым приблизительным подсчетам, сразу отодвинулся еще месяца на два, но я решила не сдаваться — четкая схема ведь есть, да и организации, по которым предстояло пробежать, теперь работают до 20.00 и в субботу. Однако “четкая схема” начала давать сбои уже после нескольких первых шагов.
Ошиблись? Сделайте еще один круг!
Если собрать копии документов и уговорить маму — владелицу квартиры отнести всю кипу в исполком оказалось просто делом времени, то с “произвольным планом изменений” я попала в настоящий тупик. Одно дело — рассказать, что ты хочешь снести “вот эту и вот эту стенку”, и совсем другое — грамотно это изобразить. Тем временем сотрудница “одного окна” некрасиво умолчала о том, что если в принесенном мною нарисованном плане будут замечены несоответствия хоть одной из десятков имеющихся санитарных, пожарных и прочих жилищных норм, то на весь пакет наложат табу и заставят пробежать круг заново! И что делать?
Специализированные фирмы, готовые “узаконить и провести перепланировку любой сложности под ключ”, оценили мои две несчастные стенки в тысячу (!) долларов только за бумажную работу и уточнили, что за профессиональной помощью есть смысл обращаться лишь в случае, когда надо полностью перекроить квартиру. Но ведь большинству белорусов хочется просто чуток подправить чью-то недальновидность. Спасибо, что добрые люди в очереди все того же “одного окна” подсказали, что сходить с планом квартиры на консультацию надо к главному архитектору района. Он, правда, не “одно окно”, поэтому принимает посетителей по расписанию. Но чего не сделаешь ради потенциального комфорта!
— Кладовку можно присоединить к комнате, лишь запланировав в торце встроенный шкаф глубиной не менее 60 см: по санитарным нормам глубина жилой комнаты не может быть больше ее ширины, умноженной на два, — уже первые минуты на консультации у архитектора показали, что два с лишним часа в разгар рабочего дня я провела в очереди не зря. — В санузле стены не несущие, поэтому их снести можно. Только после получения разрешения на перепланировку придется дополнительно заказывать в специализированной организации проект гидроизоляции — это стоит около 700 тысяч рублей, выполняют они заказ до месяца...
И целого отпуска мало
В результате оказалось, что после недели собирания документов для “одного окна” и месяца в ожидании разрешения на перепланировку мне предстоит провести еще как минимум месяц в составлении проекта на ремонт, проведении его экспертизы и написании для исполкома подробного перечня тех работ, которые будут проводить в моей квартире. И только после второго обращения в исполком мне наконец разрешат пригласить в дом строителей.
— Хорошо, если у вас на работе нет проблем с отгулами, — “подбодрила” стоявшая за мной в очереди к архитектору женщина. — По ходу согласований нужно еще принять дома комиссию из ЖРЭО, которая приходит строго с 9 утра до 18 вечера, чтобы удостовериться, что вы еще не успели преждевременно снести без разрешения какую-то стенку. Я вот уже заканчиваю эпопею — это мой третий и заключительный визит в администрацию: принесла целый ворох актов на все проделанные работы. Снова жду в гости комиссию — теперь они должны убедиться, что я сделала только те перепланировки, которые планировала.
Признаюсь, визит к архитектору стал последней каплей: даже неудобный санузел и дурацкая кладовка показались мелочами бытовой жизни по сравнению с перспективой провести несколько месяцев по макушку в документах, актах и согласованиях.
Получается, что “одно окно” научилось работать пока только в одном направлении: избавило нас от необходимости бегать в поисках каких-то документов и потом лично стоять в очередях на прием к чиновникам только для того, чтобы вручить собранные бумаги. Может, пришло время дальше развивать систему? Разве не может работающий человек рассчитывать на возможность прийти к специалисту с необходимым минимумом документов и быть уверенным в том, что бумажная машина в виде строительных нюансов, согласований, проектов и подтверждений закрутится без него? Тогда и незаконных перепланировок, на огромное количество которых сетуют коммунальники и чиновники, смею предположить, стало бы значительно меньше.

 Подслушанные истории Да легче штраф заплатить!

Справедливости ради следует заметить, что одна неудачная попытка перепланировки — еще не показатель. Чтобы узнать, как у других складываются взаимоотношения с чиновниками на почве создания жилищного комфорта, я пообщалась с “народом из очереди”.
Молодая мама Екатерина (пробует соорудить из просторной двушки три комнаты — чтобы была детская для малыша):
— Конечно, проще всего обратиться в фирму, которая занимается согласованием перепланировок, — вот у них и правда “одно окно”, только платное: приносишь схему квартиры, отдаешь деньги и больше ни о чем не беспокоишься. Занятому человеку проделать подобное самостоятельно — это убить полгода, чтобы потом возненавидеть и эту квартиру, и эту перепланировку. Я занялась согласованием только потому, что в декрете нахожусь и есть хоть какое-то свободное время, да и потом не будет проблем с продажей квартиры. Чиновники все делают правильно: здесь не может быть легкого пути, ведь речь идет о домах и безопасности, но так запутать процесс — это надо уметь!
Константин (два года назад самовольно объединил санузел в хрущевке и теперь пытается узаконить проделанную перепланировку постфактум):
— Когда я собирался делать ремонт, хотел поступить по всем правилам, но просто замучился с этим безумным согласованием — у нас же норм такое количество, что сами чиновники иногда путаются, что можно делать, а чего нельзя. Мне в фирме, куда я в отчаянии обратился за помощью, так и сказали: “Да легче потом штраф заплатить и не спеша все узаконить!” У них даже термин такой в обиходе есть — “самоволочка”: это когда человек сам делает перепланировку, а потом обращается в организацию за помощью в ее согласовании. Если никаких норм не нарушить, то есть все шансы сохранить изменения без доделок.
Евгений (знакомый риелтор, который часто имеет дело с куплей-продажей перепланированных квартир):
— Буквально на прошлой неделе очень показательный случай был. Из-за бюрократических проволочек сорвалась крупная сделка. Арабский бизнесмен, живущий в Минске, захотел купить квартиру. Все понравилось, кроме маленького санузла. Он владельцу жилья сказал: “Увеличьте мне за счет коридора ванную комнату, и тогда я куплю квартиру. Двух недель хватит?” Мужчина кинулся в самую крупную в столице дизайнерскую фирму и был готов заплатить любые деньги за скорейшее разрешение проблемы. Там сказали, что при всем желании и круглосуточной работе на все про все уйдет... три месяца, из которых непосредственно ремонтные работы займут не больше недели! Когда об этом сообщили иностранцу, он округлил глаза: “Вы издеваетесь? Это же просто стенку пододвинуть...” А ведь если подумать, то и правда: три месяца, чтобы просто сдвинуть стену...

А вы уже сталкивались с бюрократами в ходьбе по кабинетам?  Или,  наоборот, радостно удивлялись скорости решения вашей проблемы? Пишите, звоните — делитесь опытом!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter