Развитие искусственного интеллекта провоцирует повышение средней квалификации работников

Стать умнее машины

Учите математику, если не хотите закончить карьеру официантом. Так звучало родительское напутствие недорослям в век индустриальный. А нынче и в официанты можно не попасть. Искусственный интеллект вкрапливается в нашу жизнь и «выжимает» из нее прежде всего профессии, не требующие высокой квалификации. Тут и молодежи, и людям постарше, и системе образования, и государству на уровне регуляторики логично призадуматься об опережающем повышении интеллекта и квалификации. Вкалывать-то будут роботы, а чинить все равно придется их нам, людям.

РИСУНОК ОЛЕГА КАРПОВИЧА

Всего несколько лет назад автоматизированные кассы на выставках показывали как ноу-хау. Тогда ретейлеры качали головами: хорошие аппараты, но дорогие. Многотиражным это решение пока еще не стало. Но в крупных гиперах эти кассы самообслуживания превратились во вполне привычное явление. А учитывая, что в каждом втором магазине висит объявление «ищем продавца, кассира», то скоро бизнес призадумается: сидеть и ждать работников или купить умную машинку? И если ретейлеры войдут во вкус, то очень быстро живой кассир превратится в атавизм.
Вокруг искусственного интеллекта ведется много дискуссий. И нередко они сводятся к обсуждению вероятности восстания машин. Эта тема подробно прокачана голливудскими сценаристами. Один «Терминатор» чего стоит. Но мне кажется, что основная угроза ИИ лежит в социальной плоскости. С одной стороны, машинный разум убьет целый спектр массовых профессий. И в какой-то степени решит проблему дефицита кадров. По крайней мере, по средним показателям. С другой, как показывает опыт Южной Кореи, которая лидирует в мире по количеству промышленных роботов, автоматизация не создает безработицы. Но опять же как макроэкономического показателя.
Искусственный интеллект, автоматизация, цифровая трансформация, роботизация повышают производительность труда. И создают множество рабочих мест, связанных со всей этой высокотехнологичной тематикой. Другой вопрос, что требования к квалификации соискателей намного выше, чем предъявляются к представителям профессий, которые вытесняют машины. Одна история за кассой сидеть, другая — работать с автоматизированным комплексом для самообслуживания. А тем более его чинить или разрабатывать, проектировать, программировать и так далее.

Кто-то скажет, что в IT тоже много направлений, которые можно освоить за несколько месяцев по визуальному самоучителю. Тех же тестировщиков нижнего звена готовят месяца за три. Рекламой этой «перспективной» профессии забит весь интернет. Только на деле зарплата не очень радует своей величиной. Да, даже в цифровую эпоху есть место чисто «механическим» профессиям. Только раньше на заводе снимали — ставили заготовку на станок, сегодня щелкают по трем кнопкам клавиатуры. Пока еще находятся желающие за относительно небольшую зарплату просиживать днями за экраном монитора. Как правило, надеясь на искрометное будущее в цифровой карьере и предполагая, что тестировщик — начало пути. В какой-то степени это так и есть. Только программистом либо рождаются (есть таланты и гении на уровне ДНК), но таких мало. Либо ими становятся. И не на раз-два — прослушал курс по видеоконференции и изобрел новую операционную систему. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математическое моделирование, корни которых вообще произрастают из фундаментальной науки. Робототехника — физика, механика, на которую наложена та же математика. Плюс физиология, биология и масса других научных направлений. Да, нужны и креатив, и искра изобретательности. Но без формул тоже далеко не уедешь. Кстати, знаменитый Стив Джобс, по сути, был только вдохновителем создания знаменитых гаджетов. Так сказать, креативным директором. Но ему повезло — у него был верный партнер Стив Возняк, умничка-технарь, который со своей командой реализовывал идеи Джобса в «железе» и ПО. Без них iPad и iPhone так и остались бы красивыми картинками с научно-фантастическим описанием их потенциального функционала и возможностями.

К сожалению, цифровую эпоху слишком романтизировали. Так уж устроен мир, в котором мы живем: без пролетариата никакая экономика — ни феодальная, ни капиталистическая, ни цифровая — двигаться не может. Только происходит трансформация из работников физического труда в интеллектуальную сферу. И к этому надо постепенно, даже оперативно готовиться. Чтобы торжественно не наступить на европейские и американские грабли, которые борются с безработицей, раздувая пресловутую сферу услуг (хотя преподносят это как великое достижение раскрепощения предпринимательской инициативы), а параллельно рыскают по всему белу свету в поисках специалистов инженерных и многочисленных других технических специальностей. Правда, с каждым годом это у них все хуже получается. Слишком долго накапливались диспропорции на рынке труда и в экономической структуре. Поэтому на западный опыт можно и нужно ориентироваться с позиции, как делать не надо. Более актуален, действенен и эффективен опыт «азиатских тигров». Однако опыт опытом, но, если массово не шевелиться, сам по себе он не внедрится на нашей территории.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter