Старый жилфонд, лишние деревья и пандус для инвалида — о чем читатели пишут в «СБ»

Коммунальное чтиво

После обращения в газету жильцов проблемного дома в Витебске здание включат в программу капремонта

Старый жилфонд — боль системы ЖКХ. Отдельные строения порой имеют такой вид, что их проще и выгоднее снести и возвести новые, чем пытаться реабилитировать физически и морально устаревшие. Но если у здания есть хотя бы один шанс на восстановление, жизнь ему продлят...

Об этом письмо из Витебска от Виктории Деменченок. Поступило оно год назад, и вот сейчас история получила не только продолжение, но и долгожданную развязку. Читательница сообщала об их многоквартирном доме, построенном в первые десятилетия после Великой Отечественной войны по адресу: проезд Клинический, 3. Сегодня проще назвать, что в пятиэтажке еще выполняет свои функции, чем перечислить пришедшее в негодность. Пожалуй, это только стены, и то… В общем, читаем письмо: «Вот уже 16 лет мы ждем капремонта. Балконы в аварийном состоянии, на них опасно выходить. Окна в подъездах сгнили, из них выпадают стекла. Сырость, плесень, подвал почти всегда затоплен. Протекают трубы в ванной. За что мы отчисляем на капремонт?»


Словом, обиды, претензии, вопросы. Заметим, справедливые.

Возникли тогда вопросы и у редакции. Мы направили этот крик души в Витебский горисполком, где письмо сразу поставили на контроль, рассмотрели его с выездом на место и подготовили объемный ответ. Выяснилось, что за период эксплуатации жилого дома в нем в 2005 — 2006 годах был сделан капремонт кровли, стыков стеновых панелей, окраска фасада, ремонт подъездов и асфальтового покрытия тротуаров. И еще по мере необходимости время от времени выполняют остекление в местах общего пользования, ремонт крылец, стыков и кровли. Признают: конструктивные элементы дома — балконы, отмостка, инженерные сети — имеют физический износ, отдельные балконы в неудовлетворительном техническом состоянии… Все это, по сути, означает: жить в таких условиях не только некомфортно, но и опасно. Из-за старых коммуникаций здесь к тому же случаются отключения воды, отопления.

Полагаем, соседи нашей читательницы — это и молодые мамы с детками-грудничками, и жильцы уважаемого возраста, и работающий люд. Все они мечтают о комфорте в своих квартирах, покое и элементарных коммунальных удобствах, за которые платят. Ведь не на хуторе же, в конце концов, живут…

Все это здорово: отреагировали, острые вопросы устраняются. Но не покидает ощущение недосказанности, того, что это лишь полумеры... И если бы стены дома № 3 по проезду Клиническому в Витебске (а даже они, как известно, имеют уши) могли еще и говорить, чтобы донести все ежедневно слышимые жалобы своих жильцов, то уже прокричали бы: «Спасите и помогите!»
Мы рады сообщить, что всю остроту этой ситуации понимают в Витебском горисполкоме. В дополнительном ответе, который пришел в редакцию совсем недавно, нам сообщили: «Проектно-сметная документация на капремонт дома № 3 по Клиническому проезду разработана», «сроки проведения строительно-монтажных работ на объекте будут уточнены при формировании текущего графика капремонта жилых домов г. Витебска на 2024 год».
Остается надеяться, что гладко будет не только на бумаге, но и на практике. А все «овраги» этого давнего нерешенного вопроса удастся успешно преодолеть.

Правильные слова

Или как «нет» превращается в «да», когда есть непреодолимое желание помочь человеку

На нет, как говорится, и суда нет. «Не представляется возможным», «не усматривается оснований для положительного решения». Как часто такие фразы из ответов различных инстанций на обращения тяжелым свинцом оседают на дне души человека. Самим заявителем они читаются так: «не захотели помочь», «проявили черствость». Хоть это и совсем не так. Законы, как известно, носят общий характер, и не всегда в них можно учесть и прописать все нюансы и многообразие оттенков житейских ситуаций. Отрицательный ответ — тоже ответ, и нет в том нарушений.

Переписку с госорганами по обращению нашего читателя из Минска Бориса Остапенко уже можно было прекратить именно таким ответом. Сослаться на невозможность принятия решения в пользу заявителя на законных основаниях. Его историю мы опубликовали на страницах «СБ» 2 августа. Минчанину, инвалиду-колясочнику, даже с посторонней поддержкой сложно выехать из своей многоэтажки по ул.  Тикоцкого, 50, корп. 1, в город, так как подъезд не оборудован пандусом. Тогда же мы сообщили, что создание безбарьерной среды повлечет нарушение строительных норм. Казалось бы, что тут еще можно предпринять? Но ведь в жизни всегда найдется место приятным исключениям. Особенно когда есть непреодолимое желание помочь… Предполагалось, что в данном случае возможны отступления от действующих норм, чтобы доступные условия жильцу все-таки были обеспечены.

Редакция получила новый ответ из Мингорисполкома. Отрицательный. И… неокончательный:

«ГП «ЖКХ Первомайского района Минска» направлено письмо в Минстройархитектуры для согласования выявленных отступлений… Они не согласованы. Вместе с тем ГП проведено рабочее совещание с участием представителя проектной организации, по итогам которого определен ряд мероприятий для возможности дальнейшего согласования отступлений».

«Вопрос на контроле» — тоже привычная фраза из переписки с госорганами. Что стоит за ней? Старания, усилия многих людей, как сделать жизнь одного человека чуть лучше, радостнее, счастливее. Реальные поступки во благо, даже если все вопреки и «не представляется возможным». Это ли не чудо, которое особенно ждешь под Новый год. Мы сами создаем эти чудеса. И начинаются они в сердце каждого. Чтобы затем зажечь новые волшебные огоньки добра в других и тех, кто рядом.

Про знания и отношение

Почему одним деревьев не хватает, а для других они лишние?

«Белая березка» за окном да «клен опавший» стали источником вдохновения и прекрасной рифмы для Сергея Есенина. Его знаменитые стихотворения все мы помним еще со школьной поры. Двух наших читательниц древесная растительность за окном побудила высказаться в прозе. Безапелляционно и конкретно. Сказали как отрезали. Или отрубили (в первом случае). Главное, что после обращения в газету на оба письма последовала оперативная реакция госорганов.

Светлана Секлитова живет в деревне Хомичи Рогачевского района. Письмо в редакцию начинает, словно исповедь. Рассказывает о житье-бытье, здоровье, которое хотелось бы получше, и жалуется на клены да березу. Они-то, окаянные, и подтачивают самочувствие нашей читательницы, кажется, больше всего. Осенью спасения нет от их листвы, которая аккурат приземляется на подворье читательницы и устилает все пышным ковром. А с молодой порослью сельчанка уже и не знает, как бороться. Сообщает: «На моей территории деревьев нет». Словом, совсем ей не до лирики… Просит удалить три клена и березу, которые растут на землях общего пользования.


Что ж, так просто это не делается. Прежде насаждения в нашей стране обследуются, и если специалисты признают, что они представляют угрозу для людей, только тогда отправляют на дрова. Об этом же редакции сообщается в ответе Гомельского облисполкома со ссылкой на Закон «О растительном мире». Выяснилось, что опасения читательницы были не напрасными. Старые и больные насаждения удалены специалистами КЖЭУП «Рогачев».

Ну а молодая поросль пусть растет! Нежные листики кленов весной так радуют глаз...

* * *

Гомельчанка Лариса Яковлевна (просит не указывать фамилию), наоборот, шесть лет (!) борется за то, чтобы деревьев было больше. «Предлагала местному ЖКХ посадить новые деревья взамен спиленных. Я даже купила два саженца весной, но в земле их так и не увидела. Знаю, что «СБ» не оставляет письма читателей без ответа. Помогите! Это важно для меня. Я много лет проработала учителем, профессии никогда не изменяла. Учила доброму и вечному. Не люблю несправедливость. Я же за хорошее дело радею…»

И это — бесспорно. Кто-то скажет: «Подумаешь, деревья!..» Дело здесь не только в них. Человек рассказал о работе местных властей. О внимании, точнее, его отсутствии к своему вопросу… Поэтому обращение в редакцию мы поставили на контроль. И направили в Гомельский горисполком. Получили несколько ответов, последний очень короткий, но главный для нас и автора письма: 
«Государственным предприятием «Красная гвоздика» с участием читательницы осенью 2023 года выполнены работы по посадке 10 деревьев по проспекту Ленина в районе дома 51».
фото Антона Степанищева.


Откликнулись бы раньше — на прекрасном проспекте к этому времени были бы вполне сформировавшиеся деревца. На радость горожанам. Все мы знаем о важности зеленых насаждений именно в городской среде, где сумасшедший автомобильный трафик. Но тут, наверное, дело все же не в знаниях, а в отношении…

jurchik@sb.by

Фото носит иллюстративный характер.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter