Инновационная экономика: как Беларуси соответствовать мировым тенденциям

Старт на новый уровень

Современные экономические условия диктуют новые правила. И самое важное из них — развитие кроется в инновациях. Настало время новой экономики, технологических революций и смелых, прогрессивных новаторов. В Беларуси за последние годы сформировалась законодательная база в области инновационного развития. В теории все предельно ясно, но на практике не хватает ресурсов и кадрового потенциала. Так как нам соответствовать мировым тенденциям?



Старт на новый уровень


Какой будет новая экономическая парадигма — самый животрепещущий вопрос современности. И он волнует не только Беларусь, но и весь мир. Однозначно понятно — каждому государству придется самостоятельно осваивать место под солнцем: лежаки для всех желающих и в новой экономической системе никто расставлять не будет. 

О перспективах экономики, выходе ее на новые векторы развития, новые уровни конкурентоспособности рассказал начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский.

— По оценкам многих экспертов, и отечественных, и зарубежных, около 2010 года закончился восстановительный период нашей экономики после кризиса 90-х. За последние 15 лет наиболее значимые инвестпроекты реализовывались в основном в нефтехимии, металлургии, электроэнергетике, пищевой промышленности – отраслях, технологическая база которых относится к 4-му и 3-му техноукладам. Продукция, созданная на основе технологий 4-го техноуклада, находится сегодня на нисходящем тренде своего жизненного цикла, а 3-го техноуклада – фактически подошла к его финишу. Уже в ближайшем будущем (7—10 лет) она будет вытеснена с мирового рынка принципиально новыми товарами. Нельзя сказать, что в таком подходе не было резона.  На пике нулевых годов происходило расширение экспортных рынков, такая стратегия была оправданна и внушала оптимизм, что будут увеличиваться объемы продаж за рубеж. До определенного времени так и происходило, но целый ряд факторов сегодня играет не в пользу наших предприятий. На этом фоне, заметные структурные сдвиги произошли в машиностроении, удельный вес которого снизился за период 1990—2014 годов более чем в два раза, с 33 до 14 %. А ведь этот сектор был «становым хребтом» экономики, отраслью, определявшей научно-технический прогресс… Особенно станкостроение, электроника и приборостроение, массово использовавших технологии 4-го и 5-го техноукладов. К сожалению, отсутствие спроса на их продукцию на традиционных рынках стран СНГ в 90-е, вкупе с неспособностью руководства госкомпаний быстро организовать эффективный маркетинг и реинжиниринг своих бизнес-процессов в «нулевые», привели к подобному результату.


Ответом на вызовы времени стал курс на инновационное развитие страны, провозглашенный в 2007 году. Предполагалось, что реализовав упреждающие решения по структурной перестройке экономики, ее переводу на путь инновационного развития, мы  за 7—10 лет создадим современную конкурентоспособную экономику на базе 5—6-го техноукладов. К сожалению, этого не произошло по следующим причинам. Развитие любой экономической системы базируется на трех составляющих: нормативно-правовой базе, ресурсном обеспечении и кадровом потенциале. 

В Беларуси за 2007—2012 годы сформировалась законодательная база в области инновационного развития: прописан порядок использования бюджетных и других средств, условия предоставления различных преференций, определены инструменты инновационной деятельности. Для нашей системы хозяйствования это очень важно, так как у нас действует принцип: разрешено все, что прописано в нормативно-правовых актах. 

А вот финансов на развитие научно-инновационной сферы государством выделялось недостаточно. Задела для перехода экономики на 5—6-й технологические уклады не хватило. Расходы республиканского бюджета на науку и инновации  за 2001—2005 годы составили 0,35 процента к ВВП, за 2011—2015-й —0,28 процента. В итоге технологический задел для формирования современной технологической базы оказался недостаточным. Так, например, среднегодовое количество создаваемых новых технологий снизилось с 370 единиц в 2001–2005-й до 78 единиц в 2011–2015 годы. На эту проблему наложилась и третья составляющая — недостаток кадрового потенциала. Еще в 2003 году Государственный комитет по науке и технологиям сделал оценку: для активизации развития на новом уровне стране необходимо около 7 тысяч специалистов в области инновационного менеджмента. Но за 2011—2014 годы переподготовку и повышение квалификации по таким специальностям проходили всего 280—350 человек ежегодно. 

Вышеперечисленные проблемы предопределили  необходимость принятия Директивы № 3, которая стала судьбоносным событием и для экономики в целом, и для инновационной сферы. Зафиксированные в документе стратегические решения, назревшие, выстраданные жизнью, нацелены на переориентацию экономики на инновационное развитие. Если посмотреть нашу отраслевую технологическую структуру, она еще далека от мировых тенденций. Государственный комитет по науке и технологиям приводит следующие данные: доля 3-го техноуклада в нашей экономике составляет 23,9%, 4-го — 68,7%, а 5—6-го — только 7,7%. А в США продукция 5-го техноуклада занимает 50%, а 6-го — 5%. 

Директива № 3 ориентирует страну на структурную перестройку, ускоренное технологическое развитие. Беларусь — относительно небольшое государство, поэтому выбран путь модернизации через создание площадок, которые будут выступать авангардом развития высокотехнологичного сектора. На их базе за пятилетку сформируется анклав новой экономики, которая в течение последующих десяти лет существенно потеснит традиционный сектор. 

Возникает резонный вопрос: какие компании будут работать на этих площадках? Для этого в директиве отдельным пунктом прописана идея бизнес-инкубирования, создания благоприятных условий для стартапов, с прицелом, что они вырастут в инновационные предприятия новой волны. Такая система будет способствовать появлению критической массы малых и средних инновационных фирм, которые выступят разработчиками и пользователями компетенций 5—6-го техноукладов. И для этого уже создан определенный задел. Ранее принятыми программными документами предусмотрено развитие стартап-движения, направленного на вовлечение молодежи в инновационно-предпринимательскую деятельность. И она постепенно активизируется. Когда в 2012 году только начиналась организация профильных мероприятий, чиновники из некоторых ведомств и на местах относились к идее скептически, не верили в ее перспективу. Но за три года количество стартап-мероприятий, их участников, представленных на них проектов удвоилось. 

Сегодня в мировой экономике много неопределенности. Собственно говоря, никто не знает, по какому пути пойдет технологическая революция, какие новые товары появятся в ближайшей перспективе. 

Поэтому возрастает роль новаторов, прогрессивно мыслящих людей, носителей новых знаний, готовых выступать субъектами стратегического действия, творцами истории. Стартап-движение позволяет создать условия для развития таких личностей. В обстановке неопределенности именно они оказываются на острие развития. 

Всему обществу психологически тяжело сразу оторваться от привычного уклада жизни. Тем не менее не зря же в экономической литературе говорят, что инновации побеждают экономические кризисы. Директива № 3 дает карт-бланш на два принципиальных процесса. Во-первых, на управляемую структурную перестройку экономики. Реализация намеченных мероприятий приведет к увеличению количества компаний — носителей технологий 5—6-го укладов. В их пользу будет происходить перераспределение ресурсов, и эти деньги вместе с ростом таких фирм будут трансформироваться в капитал. Во-вторых, директива предусматривает интенсивную модернизацию социальных институтов. По некоторым из них мы достаточно сильно отстали. Например, распространенный в Беларуси тип универсального завода, когда под одной крышей существуют и основные и вспомогательные производства, был характерен для мировой экономики до конца 80-х годов. Сейчас повсеместно используется кластерная модель, которая ориентируется на специализацию, передачу на аутсорсинг непрофильных видов деятельности и активов. Такая организация производства мобильна точно конструктор Лего: гибко адаптируется к потребностям рынка и конкретного потребителя, что позволяет проектировать и выпускать конкурентоспособную продукцию. Для большинства белорусских топ-менеджеров кластерный подход является еще смутным и непонятным, но по мере апробации кластерной модели на практике, она станет неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Так происходило с бизнес-планированием, аудитом, маркетингом – необходимость и значимость этих практик хозяйствования и управления более не оспаривается. Параллельно с изменением институциональной среды будут происходить и структурные сдвиги в экономике. Процесс не автоматический, за прогресс приходится бороться. Так было во всех странах. Беларусь не является исключением. Новая экономика должна не просто развиваться, но поступательно замещать старую. Соответственно, и темп перераспределения ресурсов должен коррелироваться с этими процессами. 

volchkovvv@mail.ru

Бизнес после уроков


Трепещите, опытные бизнесмены, — в предприниматели рвутся тинейджеры. Те самые нигилисты, вооруженные ноутбуками и айфонами, ломающие традиционные каноны и представления о маркетинге, менеджменте да и в целом развитии компании. Им пока по 12—17 лет, за плечами нет классического образования и всепроникающего диплома МВА, но отсутствие этих академических знаний превращает их в бесстрашных охотников за идеями. Иногда самыми экстравагантными, эксцентричными, мимо которых прошел бы умудренный опытом менеджер. Но именно такие ребятки из Google, Facebook и сонма других стартап-компаний завладели эмоциями инвесторов, концентрируют в своих акциях мировой капитал и начинают перекраивать мир. Такие пассионарии водятся не только в Силиконовой долине. Молодых, ранних и амбициозных хватает и в Беларуси. Как они планируют взлетать до высот бизнеса? Но обо всем поподробнее.


Парадоксально, но прорывные идеи, технологии, товары, которые переворачивали рынки и представление об их устройстве, придумывали люди, в биографии которых не было даже выпускного в колледже. Генри Форд, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Илон Маск... Портретная галерея талантливых изобретателей и великих новаторов длинная, но еще есть немало свободных мест. Белорусские юноши и девушки уже взяли в прицел некоторые пустующие «рамки». 

— На курсах нам сказали начинать свой бизнес уже с 15 лет, — говорит Анастасия Джунг, одна из учениц минской школы предпринимательства для подростков Tenn Guru бизнес-клуба Imaguru. — Мне уже 14: еще несколько месяцев — и пора серьезно подумать над этим вопросом. 

Для Насти каникулы — долгожданный подарок. Есть свободное время, чтобы окунуться в такую пока незнакомую, но очень интересную и неожиданную предпринимательскую среду. И девушка мчится на лекции и мастер-классы, которые проводят действующие бизнесмены. Минимум скучной теории, максимум жизненной практики. 

Причем подростков не только наставляют, но и дают «порулить» инвестиционными и инновационными проектами. Правда, пока понарошку, но с прицелом на практику. Tenn Guru устраивает подобие соревнований, когда команда подростков разрабатывает свой стартап: основную идею, бизнес-план, презентацию… И потом защищают свое детище перед бизнес-ангелами: так в «новой» экономике именуют инвесторов. 

Настя со своей командой неделю корпели над идеей голографического экрана. По задумке, из маленького «кубика» он может растянуться до любых комфортных для пользователя размеров. 

— В нашей команде было три человека. Требовалось придумать что-то новое, но в голову ничего не приходило. Поэтому фантазировали — вдруг искра проскочит. Может, соорудить летающий скейтборд? Или сконструировать специальных муравьев, которые бы сами строили дома из кирпичей и блоков? — вспоминает Анастасия. — Так среди веселой шелухи прозвучала мысль придумать новый экран. Зацепились. Каким должен быть монитор следующего поколения? Наверное, голографическим. Стали анализировать плюсы, минусы, составлять бизнес-план… 

Жюри бизнес-ангелов согласилось с подростками — коммерческое зерно в их идее есть. Но чтобы окончательно оценить изобретение, его перспективы и риски, необходимо сделать прототип. Сейчас ребята задумываются над этой проблемой: игра превращается в первый шаг к собственному делу. 

Недельный курс предпринимательства нацелен на то, чтобы ребята познакомились с основными видами деятельности в бизнесе, смогли придумывать, создавать и реализовывать свои смелые идеи. Чаще всего дети приходят в школу сами, редко когда за руку приводят родители. Одним ребятам хватает недельной прогулки по бизнес-знаниям, но некоторые потом записываются на более длительные курсы, которые окунают их в среду инновационного предпринимательства на 4 месяца. Тут уже пытливые умы учат не только блистать оригинальностью и неординарностью мышления, но и обучают коммерческой рутине: разрабатывать маркетинговую и финансовую стратегию, управлять брендом, основам дизайна — без него нынче никуда. Даже точилку не продашь. 

— К своим проектам они относятся серьезно, несмотря на возраст, — рассказывает менеджер проекта Надежда Путято. — Просчитывают себестоимость прототипов, желаемую и возможную прибыль, издержки на зарплату… Они получают не только знания, но и нарабатывают контакты, которые так необходимы в бизнесе. Нередко менторы замечают талантливых ребят, берут в свою компанию на стажировку. 

Например, бизнес-ангел Александр Кнырович уже предложил команде юных предпринимателей финансовую помощь. Но они должны сделать работающую модель своего изделия — стельки с подогревом TermalStep. Они собирают и накапливают энергию, которая возникает при ходьбе, и используют ее для сушки обуви. Работают автономно, зарядка им не нужна, но при этом они не толще обычных кожаных или войлочных стелек. 

— Таких в мире нет, — утверждает 15-летняя Лера Костенко, занимающаяся продвижением этого проекта. — В них есть слой пьезокристаллов, передающих заряд энергии на плату с диодами, которая находится по всему периметру стельки. При ходьбе она нагревается, и ногам становится тепло. 

По словам Леры, срок эксплуатации их стелек около двух лет. Себестоимость — 61,5 доллара. Предполагаемая розничная цена — 86 долларов. Основной потребитель — люди, сталкивающиеся с экстремальными условиями работы: силовики, нефтяники, геологи… Словом, кому некогда и негде сушить промокшую обувь. Ребята логично полагают, что рынки сбыта их инновации лежат рядом с полярным кругом: Скандинавские страны, Россия, Канада, Аляска. 

— Над проектом мы работали два с половиной месяца. Когда закончили, поняли, что нужны средства на прототип. Их пока не нашли. Но, думаю, эта проблема решится, — говорит Лера. 

Все ли ребята собираются в таком юном возрасте серьезно заниматься предпринимательством? Безусловно, нет. Но отмечают, что курсы юных предпринимателей позволяют ближе познакомиться со взрослым миром, финансовой грамотностью и научиться понимать вещи, о которых в школе не рассказывают. 

— Было бы хорошо, чтобы занятия по маркетингу, экономике, самореализации проходили в школе как факультативы, — рассуждает 15-летняя Настя Коледа. — Стану ли я предпринимателем? У меня нет такого стремления. Но знания, которые я здесь получила, уже пригодились. Например, когда смотрю кино, то понимаю, где была использована реклама и для чего. Я уже осознаю, как эти уловки влияют на мое мышление!

— Школе нужна реформа: на дополнительные занятия к нам нужно приглашать бизнесменов, нас нужно водить на экскурсии на предприятия и в фирмы. Так мы сможем посмотреть, что и как работает и создается. Во-первых, мы узнаем всю структуру изнутри, а во-вторых, возможно, сами предложим идеи для развития предпринимательства, — вторит Настя Джунг. — Это будет выгодно всем: предприниматели смогут получить практически бесплатные идеи для развития бизнеса, а мы узнаем что-то новое для себя. 

— Как у нас вырастут хорошие руководители и бизнесмены, если так мало возможностей для самовыражения детей в сфере предпринимательства? В вузах будут этому учить? Нас все интересует уже сейчас, — твердо и уверенно говорит Настя Коледа. — Мы хотим учиться и в будущем зарабатывать хорошие деньги на своих знаниях. Бизнес-образование — это прерогатива не только взрослых. Мы хотим, чтобы к нам и нашим идеям прислушивались. 

И с девушкой сложно поспорить… 

alinakasel@gmail.com

Окунуться в учебу 


Максим Поклонский, соучредитель Ассоциации компаний консультационных услуг и бизнес-образования, научный руководитель бизнес-школы «Капитал»:

Конкурентоспособную экономику невозможно создать без соответствующей инфраструктуры образования. И в этом вопросе в Беларуси существовал определенный пробел. Нет, средняя и высшая школы, при всех своих недостатках и заслуженной критике, выглядят достаточно достойно. В том числе и на международном уровне. Но последипломное образование и различные системы повышения квалификации, особенно для управленцев, мягко говоря, не являлись нашей сильной стороной. И очень правильно, что этой проблемой озаботились на государственном уровне. 

Возможно ли за неполных пять лет создать в Беларуси 25 школ МВА? Несомненно. У нас уже есть немало достойных специалистов и бизнес-тренеров, которые готовы делиться своим опытом ведения бизнеса в различных аспектах. Но существует и ряд проблем. 

Прежде всего для развития бизнес-образования не стоит укладывать его в прокрустово ложе курсов МВА. Это великолепная обучающая технология, признанная во всем мире, обкатанная, отработанная. Несомненно, предусмотренный МВА комплекс знаний необходим руководителям, но он полезен и эффективен уже далеко не всегда и не везде. Не буду вдаваться в подробности, но курсы МВА были прорывом для реалий экономики прошлого века. Сегодня многие бизнес-процессы кардинально изменились. Поэтому немало экспертов уже сомневается, являются ли ценными эти знания для создания и развития инновационных компаний «новой волны». Хотя, несомненно, для руководителей высшего и среднего звена крупных предприятий и холдингов диплом МВА не теряет актуальности.

Вообще бизнес-образование — очень пластичная, динамичная отрасль. Попытки заключить ее в какие-то жесткие рамки могут только затормозить ее развитие. Сегодня мир переживает очередную технологическую революцию, меняются технологии, системы управления, подходы к производству, в целом к экономике. Соответственно, стремительно изменяется и система бизнес-образования, находясь в постоянном поиске новых форм и методик, чтобы максимально отвечать проблемам сегодняшнего дня с прицелом на завтрашний. Какой будет экономика через несколько лет, какие знания будут востребованы — никто толком не знает. В том числе и на Западе. Идет творческий процесс разработки новых образовательных технологий. И введение жестких стандартов может только его затормозить. К счастью, в Беларуси понимают эту проблему, между профильными ассоциациями и органами государственного управления налажен конструктивный диалог, создана площадка, на которой обсуждаются все проблемы. Словом, есть все предпосылки к тому, что нормативные и административные решения будут приниматься с учетом мнения участников рынка и в интересах его всестороннего развития. На мой взгляд, важно сформировать комплексную систему, в которой были бы и «длинные» программы, и обучающие курсы, сконцентрированные на конкретной узкой проблематике. Например, организации экспортных поставок и выходе на новые рынки сбыта. 

Несомненно, очень важный аспект подготовки менеджеров для новой экономики — создание стимулов для инвестирования в образование. Их пока, считаю, недостаточно, чтобы сделать повышение квалификации привлекательным. Предложение сегодня на белорусском рынке есть, но чтобы бизнес-школы множились и развивались, необходимо формировать спрос. Это тоже отдельная и большая дискуссионная тема, какими инструментами «загонять» управленцев за парты. Конечно, порой очень условные: коммуникационные технологии позволяют в ряде случаев получить необходимый пакет знаний, не перемещаясь по аудиториям. Тем не менее подтолкнуть людей к повышению своего уровня образования необходимо. Особенно это касается предприятий и компаний с долей собственности государства. В большинстве случаев, к сожалению, у них еще отсутствует понимание, что в современной экономике основа конкуренции будет концентрироваться именно вокруг знаний.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter