Станет ли формула Учитель = Учить + Учиться

ключевой в процессе совершенствования современного образовательного процесса и повышения престижа профессии педагога в обществе?

ключевой в процессе совершенствования современного образовательного процесса и повышения престижа профессии педагога в обществе?

Выбор путей развития нашей образовательной системы, обсуждение которого начала на своих страницах «Народная газета», становится актуальной темой в белорусском обществе. На прошедших недавно парламентских слушаниях по этому вопросу депутаты и специалисты сферы образования затронули все аспекты проблемы: от детсадовского воспитания до целевого заказа на выпускников вузов. Да и не найдется семьи, которую эта тема не волновала бы, ведь педагогам мы не на месяц – на годы вверяем самое ценное, что у нас есть, – своих детей. Продолжая начатую дискуссию, мы решили на этот раз поговорить на страницах «НГ»о роли именно педагога в современном образовательном процессе. Причем обсудить эту тему непосредственно с самими педагогами.

Место проведения выездного круглого стола “НГ” было выбрано не случайно: Гомельский государственный педагогический колледж имени Льва Выготского — одно из старейших учебных заведений педпрофиля в стране, в будущем году он отметит столетний юбилей. Здесь готовили и готовят специалистов, стоящих в самом начале образовательной цепочки — воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальных классов.

Дискуссия получилась оживленной и не “казенной”. Так всегда бывает, когда собираются профессионалы, которые болеют за свое дело всей душой. На нашем круглом столе о проблемах говорили прежде всего учителя, просто занимающие разные должности.

“Ученик — отпечаток той действительности, в которой он находится”

“НГ”: Многочисленные социологические исследования показывают неутешительную картину: уровень общей образованности современной молодежи на порядок ниже, чем был у молодых людей еще лет двадцать назад. Источник знаний для многих — “Википедия”, без калькулятора они не могут произвести элементарных математических действий. Тенденция общемировая, но что, на ваш взгляд, должны предпринять мы в нашем обществе, и прежде всего на уровне школы, чтобы не получить в скором времени “поколение роботов”?

Виктория Бондаренко (начальник отдела Гомельского областного института развития образования, лауреат республиканского конкурса “Учитель года — 2009”): Нужно прежде всего четко осознать как данность: в школу сейчас приходит совершенно не тот ученик, что двадцать лет назад. Тогда ребенок приходил на уроки и для него наиболее простым путем получения информации было послушать внимательно учителя. Сегодня мы получаем совершенно другого ученика. Доступной информации у него и помимо школы хватает, а вот отсортировать ее, взять определенный процент сведений, который ему на данный момент необходим, ребенок не может. Даже взрослый человек, заходя в интернет в поисках каких-то нужных сведений, начинает скакать с одного сайта на другой и в итоге вместо нужной информации получает только усталость. Что же говорить о детях, у которых еще не расставлены приоритеты, которые не умеют отличить главное от второстепенного. Задача сегодняшнего педагога — показать ребенку приемы, технологии, которые позволяют грамотно работать с информацией, но прежде самому овладеть этими приемами и технологиями.

Виталия Сидоренко (преподаватель педколледжа имени Выготского, лауреат республиканского конкурса “Учитель года — 2004”): Статистика говорит, что 68 процентов наших сегодняшних дошкольников свободно пользуются интернетом и только 11 процентов из них могут завязывать шнурки самостоятельно. К нам действительно приходит другое поколение, другие дети. И если к нам приходят дети, которые с компьютером на ты, значит, и мы должны быть с ним хотя бы на вы. Но тут не стоит увлекаться и надо учитывать вот какой важный момент. В интернете действительно можно найти ответ практически на любой вопрос. Но с другой стороны интернет не учит принимать какие-то решения. А современный человек, покидая стены школы, должен уметь принимать решения в нестандартных, в незнакомых ситуациях. Я считаю, что наша первостепенная задача — заставить современные технологии, гаджеты работать на образование. Как? Например, ставить задачу перед ребенком так, чтобы он не мог получить готового ответа из интернета. Если раньше и нас учили, и мы учили добывать информацию, то сейчас нужно учить критически относиться к информации, анализировать ее, делать выводы.

Алена Богданчик (учащаяся педколледжа имени Выготского, победитель олимпиады профессионального мастерства “Моя профессия — педагог”): Мы, новое поколение педагогов, с компьютером не то что на ты — мы с ним друзья. Во время практики мы создавали эту “атмосферу компьютера” на уроке, у нас были не просто мультимедийные презентации — мы создавали героев, озвучивали их, было очень интересно и современно. И главное, детям это нравилось.

 

Елена Ананчикова (учитель физики СШ № 13 города Жлобина, лауреат республиканского конкурса “Учитель года —2011”): Сегодня мы должны научить детей учиться. Потому что сейчас в любой сфере жизни информация обновляется каждые два года. Мы можем дать ученику какие-то фундаментальные знания, но если мы заложим в его сознание лозунг “образование через всю жизнь”, то он сможет саморазвиваться и самосовершенствоваться. Этим, наверное, мы облегчим жизнь наших детей, которые выходят со школы, которые приходят в вузы... Видите, мы, по сути, снова возвращаемся к тому, что меняться должны формы и методы работы самого педагога в классе.

Надежда Подзорова (заведующая производственной практикой педколледжа имени Выготского, лауреат республиканского конкурса “Педагог-воспитатель года — 2005”): На мой взгляд, мы многое упускаем сегодня в гуманитарном образовании, которое воспитывает в человеке именно человека. Предмета “мировая художественная культура” сегодня нет, а предмет “музыка” изучается только в первом — четвертом классе. Гуманитарное образование не успевает за техническим, инженерным, научным. И если в школе у нас сужается гуманитарное образование, то как мы можем ожидать, что в тот же педколледж придут выпускники школ с гуманитарным мышлением, которые хотят работать в сфере человеческих отношений, которые хотят передавать опыт от одного поколения к другому?

Владимир Старостенко (директор гимназии города Добруша, победитель областного конкурса “Лучший директор учреждения общего среднего образования”): Не помню, кто сказал из классиков: образование без воспитания — меч в руках умалишенного. Нужно, чтобы в белорусские школы вернули общеэстетическое направление. Надо, чтобы у ребенка было право выбора в соответствии с его способностями.

 

Анатолий Рудько (учитель белорусского языка и литературы Каменской СШ Мозырского района): А я считаю, что дело прежде всего в отношении учителя, его заинтересованности в том, что он делает. Слышны нарекания на то, что, мол, мало часов отдано на изучение языков. Но ведь поле деятельности у нас огромное — есть факультативные занятия, есть внешкольные, есть, наконец, платные занятия у детей. А вот пойдут ли дети на эти занятия, повторюсь, зависит только от учителя.

 

Елена Ананчикова: Цель у нас действительно всегда одна — повышение качества образования, отсюда задачи, которые мы ставим перед собой. Ученик — отпечаток той действительности, в которой он находится. А педагог должен искать формы из всего арсенала, который есть, те, которые актуальны на данный момент времени при работе с учениками. А для того чтобы применять различные формы, ими нужно овладеть, а чтобы ими овладеть, нужно, чтобы их кто-то показал и научил их использовать.

Почему дети не играют в школу?

НГ: Получается, сейчас главная задача — научить учителя. Причем касается это всех поколений педагогов: из будущих надо делать профессионалов, которые смогут соответствовать требованиям времени и сохранять при этом лучшие традиции предшественников, а из работающих сегодня профессионалов — специалистов, владеющих современными технологиями и методиками...

Николай Володин (директор педколледжа имени Выготского): Сегодня, на мой взгляд, особенно остро стоит именно вопрос подготовки будущих педагогов. И эта проблема комплексная, начинается с детского сада. Говоря о профориентации, мы забываем о педагогической профориентации. Школа формирует какие угодно классы: юридические, экономические, классы юных спасателей. А где педагогические классы? Даже в детском саду, где какие угодно развивающие игры, игры в школу вы не найдете. Откуда тогда взяться мотивации у тех, кто приходит учиться в заведения педагогического профиля? Опыт показывает, что две трети поступивших попадают к нам без четкой мотивации. За период обучения половину этих детей мы влюбляем в профессию, ставим их на ноги, и они становятся неплохими учителями и воспитателями.

Владимир Старостенко: И все же молодые педагогические кадры, которые мы получаем сегодня, не сравнить с теми, которые приходили в школу еще десять лет назад. И я считаю, что тут во многом прокол прежде всего верхней ступени образования. Мы убрали педагогические институты и ввели университетское образование, которое предполагает саморазвитие личности. Но вместе с приставкой “пед” мы убрали и изучение методики преподавания. Приходят ко мне молодые специалисты и на вопрос, что они знают о методике преподавания, отвечают: а она у нас только ознакомительно была. А ведь профессия педагога состоит не только из предметных знаний, но и из умения передать свои знания детям. Но если мы не учим передавать знания, то как может появиться педагог? Изучение методик и технологий передачи знаний должно стать в университетах обязательным, иначе мы будем получать непрофессионалов.

Виктория Бондаренко: Безусловно, вопрос об изменении программ подготовки учителя в высшем учебном заведении сегодня более чем актуален. Что мы имеем сейчас? Два этапа забывания программ. Абитуриент готовится к поступлению, вспоминая всю школьную программу. Он приходит в вуз и начинает изучать программу вуза — происходит забывание школьной программы. Затем он приходит в школу, начинает вспоминать забытую школьную программу — при этом забывает напрочь то, что изучал в высшем учебном заведении. Получается, программу вуза нужно выстраивать таким образом, чтобы она помогала работе молодого педагога, а не отвлекала его.

Николай Володин: Сейчас проблема найти креативного молодого специалиста, а без творческой жилки из начинающего учителя, какими бы знаниями он ни владел, мало что получится. Приходит к нам в качестве преподавателя выпускник университета и ни на шаг не хочет отступать от своих обязанностей. Он отказывается быть куратором в группе: ведь это же дополнительная нагрузка и ответственность, тут же надо, по сути, формировать духовно-нравственные позиции молодых людей. Он хочет работать в этом заведении, но он не хочет тратить на это больше времени, чем прописано расписанием. Среди молодых педагогов очень мало тех, для кого трудовые отношения — не просто работа, а часть жизни.

Профессионализм заразителен

Лидия Никифорова (проректор Гомельского областного института развития образования): Я думаю, что заинтересовать молодого педагога его же профессией может общение с более опытными учителями. Выпускники вуза нередко нуждаются в практико-ориентированных занятиях, чтобы в их ходе кто-то, кто в сфере образования уже давно, помог и подсказал. Когда мы организуем такие мастер-классы, молодые люди, поначалу не очень заинтересованные, затем не хотят уходить, хотят слушать, разговаривать. Они понимают, что это надо им.

Елена Ананчикова: Профессионализм заразителен, и когда ты приходишь к коллеге и показываешь ему, что ты умеешь, то ты находишь отклик, даешь пример для подражания. Ведь помимо того, что педагог должен самосовершенствоваться, мы должны оказывать ему поддержку. И практические мастер-классы, собственно, и есть такая поддержка.

Виктория Бондаренко: Сегодня многие педагоги, так уж получается, заходят на 45 минут в класс, проводят урок, выходят и варятся в собственном соку. Им не хватает грамотного, профессионального общения. И еще один момент, важный для современного образования. Опытным учителям мы говорим: “Ваш педагогический опыт должен быть таким, чтобы его взял молодой педагог, изучил и ответил для себя на все те вопросы, которые он не мог решить сам”. Но нередко забываем сказать вот это: молодой педагог, который приходит в школу, обладает новейшими знаниями, владеет новыми технологиями, и педагогу со стажем тоже есть чему у него поучиться.

Лидия Никифорова: Тем более эти новые технологии станут в скором времени и неотъемлемой частью курса повышения квалификации для всех. Я имею в виду дистанционное обучение. Конечно, оно не заменит непосредственного общения. Но за неделю (сейчас курсы недельные), невозможно вникнуть в суть новых приемов и методик. А если к этому добавить дистанционное повышение квалификации, когда педагог имеет доступ к материалам и может в интерактивном режиме получить консультацию специалиста, это уже и современно, и перспективно.

Виктория Бондаренко: Но все ли учителя хотят свою квалификацию повышать? Мы собираем запросы учителей, и очень обидно отмечать, что их просто нет. То есть созданы условия научиться чему-то новому, а люди эту возможность использовать не хотят. Правда, нередко обнаруживаешь, что запросы были, но они “осели” на уровне районных отделов образования. Зачем им “лишние хлопоты”?

Не в деньгах престиж?

НГ: А нет ли в этом нежелании делать “лишние телодвижения” материальной подоплеки?

Наталья Давыденко (заместитель председателя Гомельской областной организации профсоюза работников образования и науки): Давайте говорить откровенно. Как бы вы ни были интеллигентны, влюблены в свою профессию, насколько бы ни осознавали, что надо анализировать, поправлять себя, что в чем-то недорабатываем, тем не менее не надо до конца брать ответственность только на себя, потому что государство и общество тоже в ответе за тот статус, который имеет учитель. И материальное положение педагога тут не последнюю роль играет. Неужели учителя такие альтруисты, что зарплата в два-три миллиона их устраивает? Мне жаль, что профсоюз не добился того уровня социальной защиты, который должны иметь педагоги в обществе. Но мы над этим работаем.

Сергей Порошин (начальник управления образования Гомельского облисполкома): И все же не деньги главное. Знаю примеры, когда люди ушли из сферы образования, ушли за длинным рублем в коммерцию, а через пять-десять лет возвращаются и просят место учителя в школе. Я им сразу отвечаю, что не заинтересован в их услугах, потому что за годы без практики они как педагоги потеряли себя. Опять же, опыт свидетельствует: ни один учитель, которого в первую очередь интересует заработная плата, как правило, не становится учителем, достигшим высоких результатов. Потому что учитель сегодня и всегда — это прежде всего духовность.

НГ: Международная практика показывает, что просто увеличение зарплаты не ведет автоматически к повышению статуса учителя и качества его работы. Должно измениться понимание в обществе значимости этой профессии. А может, и в сознании самих учителей, ведь нередко педагоги считают, что занимаются непрестижным и неденежным делом. А ведь у нас учитель при больших деньгах никогда не был, но статус обязывал к самоуважению и достоинству...

Алена Богданчик: Когда я приняла решение стать педагогом начальной школы, все учителя в моей школе, как один, говорили: “Алена, что ты делаешь? У тебя такой высокий балл. Поступишь в университет, и ни в коем случае не в педагогический”. Единственным человеком, который поддержал меня в моем решении, была моя мама. И она на протяжении четырех лет моей учебы в колледже периодически с тревогой меня спрашивает: “Ты не жалеешь?”. Я отвечаю, что нет.

Лидия Никифорова: В каждой профессии, и в педагогической в том числе, есть случайные люди. Вот они-то и формируют тот негативный имидж, о котором вы говорите, понятие “профессиональная честь” для них пустой звук. К счастью, таких меньшинство. На курсах повышения квалификации мы проводили опрос о том, что определяет привлекательность профессии учителя. В опросе приняли участие сто учителей, и заработную плату они поставили на седьмое место. На верхних строчках среди факторов, определяющих привлекательность профессии, оказались возможность самовыразиться, необходимость постоянного самосовершенствования, признание коллегами, родителями и детьми, а на первом месте — важная роль учительства в обществе.

Сергей Порошин: Мы нередко сами подрываем авторитет учителя уже на первом этапе, когда говорим, что в педвузы приходит неизвестно кто. Но ведь они пришли учиться. Разве это невозможно допустить, что у человека разовъется талант? Ведь один опытный увлеченный человек — а таких преподавателей у нас немало — может повлиять на будущее и на судьбу студента, увлечь и повести за собой. У нас самые лучшие дети. Они пришли за знаниями, им нужно помочь, их нужно поддержать. Им нужно говорить о том, что они талантливы, что у них есть способности. От этого у молодежи вырастают крылья. А там, смотришь, и способности, и талант откроются.

Наталья Давыденко: А я еще хочу и о СМИ сказать. Недавно один популярный белорусский портал разместил статью о воре в законе. Огромнейшая статья. Биография вора, его жизнь. Извините, а зачем знать биографию этого человека? Почему нельзя рассказать об учителе? Нам почему-то никогда не хватает места ни на телевидении, ни в газетах, чтобы рассказывать об учителях, рассказывать красиво о положительном опыте учительства.

Владимир Старостенко: У нас в районе только один учитель заслуженный, да и тот на пенсии. Да у нас в районе Героев Советского Союза больше. Почему мы не стремимся выделить учителей из общей толпы, если они этого заслуживают?

Сергей Порошин: Вот поэтому авторитет учителя надо самим закладывать и поддерживать тех будущих коллег, которые пришли в педагогические ссузы и вузы, чаще с ними встречаться, беседовать и говорить, что они самые лучшие. Два года назад в Гомеле появились растяжки накануне Дня учителя — “Спасибо, тебе учитель!”. На электронных табло светились поздравления. В этом году решили разместить по городу фотографии лучших учителей области. Ведь именно из таких моментов имидж учителя в обществе и формируется.

Наталья Давыденко: Мы нередко считаем, что у нас настолько благородная профессия, что не позволяет нам говорить о каких-то материальных проблемах. Но если говорить о престиже учителя в современном обществе, нельзя не затронуть тему технического оснащения. Естественно, достойнее и увереннее будет чувствовать себя в глазах людей (и быть таковым на самом деле) педагог, который учит детей на современных компьютерах, использует в работе электронную доску и т. д.

Елена Ананчикова: А я бы еще к важнейшим составляющим престижа профессии добавила еще и качество знаний, которые учитель способен дать. И тут, на мой взгляд, краеугольный камень — это нагрузка. Учитель должен работать двадцать часов в неделю максимум. А у нас это обязательная ставка. Но если у него больше трех-четырех уроков в день, это во многих случаях будет уже халтура, а не преподавание.

Владимир Старостенко: И еще что касается качества и количества знаний, которые мы даем. ЦТ — это прекрасный объективный и беспристрастный способ отбора абитуриентов. Но на ЦТ не проверяется креативность, развитость ребенка. Знаете, что учитель делает? Он на уроках литературы в ущерб изучению с детьми творчества великих писателей занимающихся с ними языком — готовит учеников к ЦТ. И мы за этим не уследим, он будет это делать, ведь делает для ученика хорошее дело...

Еще в качестве проблемных моментов, от которых зависит имидж нашей профессии в обществе, я назвал бы незащищенность учителя от, скажем так, внешнего воздействия. Учителем командовать и давать ему задания сегодня могут все кому не лень, от пожарных до санстанции. Вот к примеру, сейчас у нас спортивный зал на ремонте. Приходит из контролирующих структур человек, отвечающий за работу с подростками, и пеняет мне, что в вечернее время не было занятий. Но там заниматься по технике безопасности нельзя — ремонт ведь. А чисто из-за формального подхода мне пришлось в исполкоме объясняться. И вот на этой неделе надо представить еше пять бумаг. Это правильно?

Елена Ананчикова: Учителя говорят: дайте нам возможность просто учить детей. Потому что учителю необходимо ощущение свободы, чтобы творить, что-то пробовать у себя на уроке. У нас ведь есть такая статья: не привлекать учителя к выполнению непедагогических функций. А оно сейчас везде и всюду.

Анатолий Рудько: Но должна быть исполнительская дисциплина. А то, что очень много разного рода информации к исполнению поступает, например, об участии в различного рода конкурсах, так это хорошо, есть возможность нашим детям развиваться, реализовывать себя. Но бумаг действительно хотелось бы писать меньше.

А вообще я не согласен, что престиж учителя падает. Это все зависит от каждого педагога индивидуально. Есть такое качество, просто необходимое для учителя, — ревностность. Если ты ревностен к своему предмету, к своему труду, это оценят и дети, и их родители, и окружающие.

Елена Рыбакова (преподаватель белорусского языка и литературы педколледжа имени Выготского): Проработав в колледже более тридцати лет, могу сказать так: профессия педагога, конечно, сложная, требует немало нервов и здоровья. И сейчас поколение других учеников, они приходят с другим багажом знаний. Но если рядом настоящий учитель, готовый вложить в ученика частичку своей души, все получится. А имидж учителя складывается из многих составляющих, но главное, на мой взгляд, это доверие тех, кого ты учишь. А за этим доверием и профессионализм, и культура, и человечность...

Кстати

Сроки проведения аттестации педагогов на подтверждение высшей квалификационной категории  будут продлены до 1 сентября 2017 года, сообщает БелТА со ссылкой на министра образования Сергея Маскевича. Он уточнил, что в Министерстве образования рассмотрены изменения в порядок проведения аттестации педагогических работников. “В частности, предлагается квалификационный экзамен при аттестации совместить по времени с прохождением педагогическим работником повышения квалификации”, — разъяснил министр.

Это серьезное, откровенное и глубокое обсуждение школьных проблем — только начало большого разговора о воспитании и образовании подрастающего поколения. Ведь в сад и школу ребенок приходит из дома, где представление о жизни ему дают самые дорогие и авторитетные люди. Каким бы грамотным и талантливым ни был учитель, он родителям не конкурент. Как объединить усилия всех заинтересованных в гармоничном и всестороннем развитии наших детей? Давайте поговорим об этом на страницах “Семьи”. Уверены: у каждого из вас есть что сказать.

Пишите нам на почтовый и электронный адрес, оставляйте комментарии на сайте. Нам важно ваше мнение!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter