Стандарты нашей жизни

Большинство из нас, когда приходит в магазин, читает маркировку на товаре. На ней должно быть, по идее, все видно и понятно. Это требование Госстандарта, который координирует в Беларуси вопросы качества товаров. И помогает создавать в стране конкурентоспособную экономику. Главные инструменты для этого — стандартизация, сертификация, метрология, испытания. Слово “стандарт” только на первый взгляд сухое. На самом деле это очень позитивное понятие, олицетворяющее плод согласия государства, производителей и потребителей. Стандарт “раскладывает по полочкам”, как производить продукт, чтобы он получился безопасным, качественным и соответствовал современным требованиям.Недавно в редакции “Народной газеты” прошла “прямая линия” с председателем Государственного комитета по стандартизации Беларуси Валерием КОРЕШКОВЫМ. Вопросы поступали в основном глобальные. Белорусов теперь интересует не только “почему в нашем магазине сметана кислая”, но и что получит наша страна от вступления во Всемирную торговую организацию, для чего перед покупкой надо спрашивать сертификаты соответствия и зачем проводится сертификация услуг...

— По телевидению много раз передавали, что шрифт на маркировке должен быть высотой 2 мм. Но ведь как писали этикетки маленькими буквами, так и пишут до сих пор, очень часто в составе продукта не может прочитать даже человек со 100-процентным зрением.  Наверное, надо ввести такой порядок, чтобы ни один производитель не мог наклеить этикетку до того момента, пока не согласует ее с Госстандартом. А вы ее не утверждайте, пока не сделают нормальный шрифт.
Геннадий Николаевич, г.Гомель
— СТБ 1100-2007 “Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования” предусматривает изложение шрифтом высотой не менее 2 мм только наименования продукта и информации об его отличительных состояниях и специальной обработке (например, концентрированный, восстановленный, стерилизованный и т.д.), а также номинального количества продукта. Размер шрифта для остальной информации выбирается изготовителем продукции исходя из размеров упаковки или этикетки.
Ни одна страна в мире не нормирует высоту шрифта при указании состава продукта, поскольку это часто большой объем информации, который трудно разместить на упаковке.
Что касается идеи согласования с Госстандартом каждой этикетки, то это совершенно неприемлемо по техническим причинам. Главный принцип стандартизации — установить единые правила для всех, а каждое предприятие должно их соблюдать и нести ответственность за это.
— Мне хочется вести здоровый образ жизни, но в магазинах недостаточно продуктов, в которых я была бы уверена. Почему белорусская пищевая промышленность не практикует маркировку “биопродукты”, или “здоровые продукты”, или “экологически чистые продукты”, или что-нибудь подобное?
Алена
— Такая маркировка уже появилась — знак “Натуральный продукт”, или, как мы называем, “зеленая точка”. Она представляет собой ярко-зеленый круг с надписью “БИО” в центре, причем в двух версиях — на русском и английском языках. Процедура получения этого знака очень серьезная. Промаркированные им продукты должны быть произведены из натурального продовольственного сырья растительного или животного происхождения, не содержать пищевых добавок, пестицидов, генно-модифицированных компонентов, стимуляторов роста и т. д.
Право маркировать свою продукцию новым престижным знаком получили уже десять предприятий, на рассмотрении заявки еще 60. Первыми натуральными продуктами в нашей стране стали сок березовый “Савушкин продукт”, вода “Дарида” негазированная, творог, кефир, сметана, ряженка минских молокозаводов и другие. Рассматривается ряд кондитерских и мясных изделий.
— Почему при продажах пылесосов указывается только их мощность и не говорится о главной характеристике — пылевсасывающей способности? Хотелось бы, чтобы Госстандарт решил данный вопрос, поскольку потребителю не совсем понятно, как выбрать лучший пылесос.
Ирина Астафьева, председатель Минского общества потребителей
— Требования к пылеочистительной способности пылесосов на полу и ковре согласно требованиям ГОСТ 10280 проверяются при проведении квалификационных испытаний (постановке пылесосов на серийное производство). Она зависит от потребляемой мощности пылесоса. Например, пылеочистительная способность на полу у пылесоса, потребляющего 100 Вт, — 75 процентов, а у пылесоса, потребляющего 1000 Вт, — 95 процентов. Этот же показатель на ковре составляет 60 и 85 процентов соответственно.
Можно порекомендовать потребителю при выборе пылесоса руководствоваться потребляемой мощностью, указанной на маркировке или в документации. Чем больше потребляемая мощность — тем выше пылеочистительная способность.
— Скажите, Валерий Николаевич, что проверяет в магазинах Госнадзор и какие нарушения обычно находит? Торговля так его боится...
Ольга, Могилевская область
— Данный контролирующий орган называется “Государственный надзор за соблюдением требований стандартов” и проверяет продукцию у изготовителей — в каких условиях ее производят, и качество товаров в торговой сети — в каких условиях ее хранят на складах и в торговых залах, как соблюдаются требования по маркировке, предоставляется ли потребителям необходимая информация, каково состояние весоизмерительной техники, соблюдаются ли методики проведения измерений. В сфере его компетенции также услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Нарушение номер один за последние год-два — предоставление неполной информации потребителю, на втором месте — несоблюдение сроков реализации и условий хранения продукции. В числе типичных нарушений также несоблюдение установленных требований по показателям качества и маркировке, отсутствие сертификатов соответствия (копий) на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.
Так, за 9 месяцев текущего года на 367 проверенных Госнадзором торговых объектах Беларуси в реализации находились товары без документов, удостоверяющих качество и безопасность, на 479 — без маркировки или с неполной информацией о товаре, на  279 — с истекшими сроками годности (хранения); на 278 нарушались правила эксплуатации весоизмерительных приборов и др. По фактам этих нарушений снято с реализации товара на сумму 304,9 млн рублей; в 74 случаях запрещено оказание услуг, не соответствующих установленным требованиям; составлено 1230 протоколов об административных правонарушениях, которые направлены в суды для рассмотрения; судами наложены штрафные санкции на сумму 259,5 млн рублей; выдано 723 предписания об устранении нарушений.
Следует отметить, что в целом по стране наблюдается снижение удельного веса выявляемых Госнадзором нарушений.

(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter