Когда общепит не навредит?

Срок негодности

Тема общественного питания сегодня особенно актуальна. Люди все меньше времени уделяют домашней кухне и все чаще предпочитают пользоваться услугами профессиональных поваров. В прошлом номере «Народная газета» рассказывала о «сюрпризах», которые могут поджидать покупателей в кулинариях при магазинах. Какова ситуация в кафе и ресторанах? От чего зависит качество блюд? На что обращает внимание санстанция?


Кафе, пиццерии, даже солидные рестораны переживают сложные времена. Пандемия держит гастробизнес на коротком поводке, бьет по посещаемости и соответственно прибыли. Тем больше руководители и работники заинтересованы в каждом клиенте. У врачей-эпидемиологов забот тоже прибавилось. Теперь они тщательно следят и за соблюдением санитарных требований при COVID-19.

Шуметь не разрешается

На что жалуются посетители заведений общественного питания в Витебске? Как быть, если считаете, что вам подали блюдо «с изъяном»? Эти и другие вопросы адресуем заведующей отделением питания Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии Анне Меховой. Она напоминает, что кратность проведения надзорных мероприятий (мониторинг, мероприятия технического характера, проверки) зависит от эпиднадежности предприятия:

— Делаем забор проб продукции, берем смывы с посуды, кухонных поверхностей… Обязательно заглядываем в холодильники, смотрим наличие маркировки. Если ее нет, это повод изъять продукцию из обращения. Ведь когда, от какого производителя она попала на кухню, сколько там пролежала — вопросы важные.

Проверки санстанцией заведений общепита — обязательная составляющая и при подготовке города к культурно-массовым мероприятиям. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», «Дажынкі», Новый год с корпоративами — без контроля со стороны ЦГЭ не обойдется.

Удивительно, но чаще всего витебчан беспокоит не качество поданной еды, а… шум. Около 80 процентов жалоб именно на это, конкретизирует Анна Мехова:

— Режим работы предприятий общественного питания, расположенных на первых этажах жилых домов, после 23:00 должен согласовываться с управлением торговли Витебского горисполкома. По факту же они нередко стараются работать до последнего посетителя в обход установленного Декретом № 7 режима.

Нарушителей приструнят, но через какое время история может повториться. Другая, на этот раз общая беда владельцев кафе в многоэтажках и жильцов — тараканы. Несмотря на регулярную дезинсекцию, насекомые просачиваются и в помещения общепита, и в квартиры. Как выход — внеплановые обработки, заключает собеседница:

— Представители ЖЭУ заинтересованы в этом не меньше, чем хозяева заведений. Положительный результат приносит только совместная работа.

В том, что рыжие-усатые все же встречаются на кухнях кафе, приятного мало. В готовых блюдах, к счастью, их не замечали. Зато был случай, когда жильцов беспокоил запах дезинсекционных средств при проведении обработки помещений кафе, продолжает Анна Сергеевна:

— Систему вентиляции прочистили, и проблема была исчерпана. К этой же категории относятся претензии к стойким запахам от приготовления пищи. Решение также в проверке работы системы вентиляции.

Фастфуд раздора

Нет разницы, говорите вы «шаверма» или «шаурма». Гораздо важнее, что внутри. Я могу с ходу назвать пару-тройку мест в Витебске с вполне приличной шаурмой. И примерно столько же, где купить ее — значит выбросить деньги на ветер. Ожидать от уличной еды ресторанного лоска, понятно, глупо. Но как быть, если даже вид блюда настораживает? По словам Анны Меховой, еда — это тот случай, когда можно оценивать «по одежке». Если блюдо показалось вам несвежим, странным по запаху, отложите трапезу, советует специалист:

— На всякий случай сделайте снимок на телефон, а потом непременно сообщите о проблеме официанту. Любой толковый администратор заинтересован в репутации заведения. Вам прояснят ситуацию, а при необходимости предложат замену или вернут деньги. В прошлом году у нас как раз было обращение по качеству шаурмы. Стали разбираться, взяли пробы — претензия потребителя не подтвердилась. А вкусно не вкусно — понятие субъективное.

Неправ оказался и клиент, который долго выбирал десерт на витрине самообслуживания, а потом заявил: «В тарелке волос». Расставить точки над «i» помогло видеонаблюдение. Оно показало, что изначально в десерте не было ничего «лишнего». Зато жалоба витебчанки, которая заказала пиццу на дом, но в итоге набрала номер санстанции, была не на пустом месте. Девушку обеспокоило и качество блюда, и неопрятный внешний вид курьера, развивает тему Анна Мехова:

— Действительно, тот работал без медосмотра. А пиццу, скорее всего, приготовили из некачественной продукции. На кухне мы обнаружили и тесто, и начинку без маркировки. Часть продуктов оказалась с истекшим сроком годности.

И уж совсем вопиющий пример — из кафе, разместившегося в одном из торговых центров города. Внеплановая проверка выявила там целый ряд нарушений — от просроченных продуктов до элементарного: блинчики с творогом, молочные коктейли и т.д. готовили на месте без наличия условий для выработки данной продукции, так как отсутствовали условия для мытья и обработки инвентаря. Сегодня нарушения устранены, а юридическое лицо выплатило штраф 1890 рублей.

Глядите в оба

Везти самим шаурму, картофель фри да хоть роллы и суши в ЦГЭ не имеет смысла. По пути с продуктом может произойти все что угодно. Правильнее сообщить о случившемся напрямую в Центр гигиены и эпидемиологии. А еще — написать отзыв в книге замечаний и предложений заведения общепита. Кстати, записи в ней сотрудники ЦГЭ изучают в обязательном порядке. Владельцы кафе тоже. Реагировать должны оперативно и адекватно. На практике — хорошо, если так бывает.

История из личного опыта. Прошлым летом «обожглась» на котлетах в местном общепите. Между прочим, в центре города и когда-то любимом кафе. Вкус прогорклого масла и хлеб, которого в них было в разы больше, чем фарша, — нет уж, оставьте свои котлеты себе. Помог ли честный отзыв в книге? Сначала да — передо мной извинились, а потом прислали письмо, в котором, если кратко: заказала — сама виновата. Доводить дело до суда, конечно, не стала, но вывод сделала.

На что все-таки полагаться, выбирая то или иное заведение? У Анны Меховой свой ориентир:

— В первую очередь стоит обратить внимание на соблюдение правил личной гигиены обслуживающим персоналом, санитарное содержание мест общего пользования, в том числе туалетов.

РАССАДКА СТРОГО ПО ПРАВИЛАМ

Из-за пандемии общепит еще надолго останется на особом контроле. Представители санстанции проверяют все: наличие средств индивидуальной защиты у поваров, кассиров и официантов, дезинфекцию столов, в том числе в зале. Следят за рассадкой, при которой от столика до столика должно быть не менее 1,5 метра, наличием антисептика в местах общественного пользования. Непременно заглянут и в журнал здоровья, где каждое утро теперь должна стоять отдельная отметка — о температуре работников.

ЦИФРА

За 2020 год из заведений общепита Витебска изъяли более 140 килограммов пищевой продукции с истекшим сроком годности, без наличия необходимой маркировки. Из-за неудовлетворительного санитарного содержания помещений, технологического оборудования, инвентаря, тары, посуды и другого вынесено девять предложений о приостановлении деятельности объектов. Вынесено 31 постановление по делу об административном правонарушении, взысканы штрафы на сумму 10 894 рубля.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter