Срок годности — вечность

Покупая ювелирные изделия, нужно быть очень внимательным
Покупая ювелирные изделия, нужно быть очень внимательным

Ценные сами по себе, эти металлы и камни в умелых руках ювелиров могут стать фамильной реликвией, бережно хранимой и передаваемой от бабушки внучке. Главное — не ошибиться в выборе.

Не всё — золото

При СССР было проще. Ювелирные украшения из так называемого червонного золота в Беларусь поставляли 18 заводов, удостоверяя качество пятиконечной звездой с серпом и молотом внутри. Население приобретало до 2 тонн драгоценностей ежегодно. Часть тех покупателей уверены, что настоящими золото и драгоценные камни были именно тогда. А сейчас? «Поставки ювелирных изделий даже с учетом доли частных компаний упали примерно в 3 — 4 раза, — говорит коммерческий директор УП «Белювелирторг» Александр Скилков, — тем не менее с каждым годом спрос на украшения увеличивается. По итогам 2004–го ожидаем прирост оборота на 36 — 40 процентов». Кстати, у «Белювелирторга», контролирующего теперь меньше половины внутреннего рынка драгоценностей, снова 18 поставщиков. В основном российских, украинских, молдавских и, конечно же, гомельский завод «Ювелир». Кроме того, крупные российские компании предпочитают развивать собственную сбытовую сеть. Вечный товар снова в цене.

Кстати, время несколько изменило отношение к ювелирным изделиям. Если раньше главной ценностью украшения было содержание золота в сплаве, то теперь все больше колечек–сережек выпускается и соответственно покупается с драгоценными камнями. А в качестве средства сбережения капитала золото предпочтительнее покупать в мерных слитках. Все–таки проба — 4 девятки (999,9). А ювелирное изделие — лишь сплав, в составе которого есть золото.

О вкусах не спорят

В Европе предпочитают золотые украшения 750–й пробы, в России и Беларуси — 585–й, в Канаде — 416–й. Но всех превзошли рациональные японцы: они подняли планку чистоты золота (пробу) до 1000, а в ювелирных украшениях вообще предпочитают платину. Итальянские модели впечатляют умеренной ценой при внушительных размерах, что достигается за счет пустотелости форм. Кроме того, итальянское золото имеет ослепительный блеск. В Африке, на континенте, где сосредоточены мировые запасы этого металла, изделия из него, как правило, матово–желтые. В арабских странах предпочитают массивные, сложные геометрические формы. Россия и Беларусь традиционно тяготеют к красному золоту.

Но что же такое проба? Скажем, если на вашем колечке стоит цифра 585, то химически чистого золота в нем всего 58,5 процента. Все остальное — лигатура, или добавки, которые и меняют цвет золота. Это его уникальное свойство. Например, медь придает сплаву красноватый оттенок, серебро — желтоватый, никель или палладий — белый. Новые технологии позволяют делать синее (с хромом), зеленое (с цинком) и даже черное золото. На нашем рынке такие украшения скорее экзотика и привлекают весьма искушенного покупателя.

Достоверность пробы, то есть количество содержания золота в сплаве, подтверждается клеймом. Клеймо Государственной инспекции пробирного надзора Минфина Беларуси — силуэт зубра. На российских украшениях можно разглядеть голову женщины в кокошнике, повернутую вправо; на украинских — трезубец; на молдавских — голову быка.

Формула камня

Самые распространенные вставки в золотых украшениях — бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и топазы. Как и всякие природные минералы, драгоценные камни бывают разного цвета и содержат включения. От этих характеристик напрямую зависит цена изделия. Потому, выбирая колечко, сережки, браслеты с камешками, важно уметь читать формулу камня на бирке. Например, вам предлагают золото с бриллиантами, характеристики которых зашифрованы как 3КР57–0,15–3/4. Что означает: в изделии 3 вставки круглой огранки (менее распространена овальная, грушевидная, изумрудная) с 57 гранями (это классика), массой — 0,15 карата. Один карат весит 200 миллиграммов. К слову, «два брильянта в три карата», с которыми сравнили глаза любимой девушки солисты известной поп–группы, представляют собой камни весом по 0,6 грамма. Это даже не поросячьи глазки, а гораздо меньше. По размеру, а вот по цене... Стоит такой камешек около 50 тысяч долларов. Знаменатель дроби указывает на группу дефектности камня. Чем меньше цифра, тем он чище и дороже. Числитель — группа цвета. Принцип тот же: меньше знак — выше ценность. Кстати, цветность бриллианта варьируется от белого (бесцветного) до коричневого, изумруда — от темно– до светло–зеленого, рубина — от ярко– до бледно–красного, сапфира — от ярко– до светло–синего. Впрочем, есть нюансы. Например, в коллекциях российских ювелиров появились черные бриллианты. Их цвет предопределяет значительное содержание графита. Если следовать общему правилу, ценность таких камней должна быть невелика, на самом деле они достаточно дороги — как эксклюзив. Родина черных бриллиантов — ЮАР и Бразилия. Еще выше ценятся розовые, голубые, фиолетовые, изумрудно–зеленые и красноватые бриллианты — как очень редкие минералы. Рубины могут иметь фиолетовый и оранжевый оттенок, сапфиры — зеленоватый.

Из России, но не российские

Но даже наличие полной информации на бирке не застрахует от приобретения дешевой подделки. Инспекция пробирного надзора — учреждение, занимающееся опробованием и клеймением ювелирных изделий, проверяет товар, поступающий лишь на прилавки магазинов. Однако, по данным УБЭП Министерства внутренних дел, только за 11 месяцев нынешнего года на территории страны конфисковано более 13 килограммов золотых изделий, с десяток килограммов — серебряных и 200 драгоценных камней. Все это богатство ввезено в Беларусь нелегально, продается у магазинов, рынков по очень привлекательным ценам. «Количество изъятых украшений из драгоценных металлов и камней по сравнению с 2003 годом выросло почти на 40 процентов, — говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам УБЭП МВД Олег Бойцов. — С одной стороны, мы стали больше выявлять фактов незаконной продажи драгоценностей, с другой — везут больше».

Качество таких украшений может не только не соответствовать белорусским стандартам, но и не выдержит испытание на содержание чистого золота. А ювелиры — народ мастеровитый. Например, звенья цепочки можно скрепить золото– или цинкосодержащими припоями. Последние удобнее и дешевле. Однако коррозийные свойства, предопределяющие долговечность, уже совсем не те. Или, скажем, белое золото. Как правило, этот сплав содержит палладий, но в целях экономии драгоценный металл заменяют никелем и цинком. Визуально эффект тот же, но украшение может скоро потускнеть.

И если у сережки вдруг ломается дужка и неожиданно для владельца в ювелирной мастерской ее категорически откажутся ремонтировать, не стоит слишком удивляться. Это контрабанда, легализованная через российский ювелирный заводик–«однодневку». Открыть такой в России сегодня не просто, а очень просто. Для этого нужно стать на учет в пробирной палате и скопить стартовый капитал 100 — 150 тысяч долларов на оснащение производства. Впрочем, можно начать дело и с 200 долларов. Например, состряпать кооператив из ювелиров–индивидуалов, дизайнеров и литейщиков. Купить золотые слитки в банках, а алмазы — у производителей. И все. По данным Пробирной палаты России, из официально зарегистрированных 4 тысяч производителей ювелирных изделий 2,5 тысячи — индивидуальные предприниматели. Контрабанда существенно выгоднее собственного производства. В магазине партия золотого товара расходится в лучшем случае за полгода–год. С рук — быстрее. Что же касается истинного российского золота — ювелирные коллекции известных производителей России с хорошей репутацией стоят весьма недешево.

Почему оно не ремонтируется

Все дело в легирующих компонентах. В советские времена действовал строгий ГОСТ, определяющий, каким может быть химический состав золотого изделия. И вопросов по качеству ювелирных украшений не возникало. Нынче в каждой стране свои стандарты. В Беларуси действует СТБ, практически дублирующий советский ГОСТ. В России — стандарт более мягкий, дающий свободу производителю самостоятельно определять, какие легирующие компоненты будут в сплаве. Естественно, солидные ювелирные заводы со столетней историей стараются выдерживать старый ГОСТ — чтобы не навредить собственной репутации. Зато у новых производителей появилась теоретическая возможность добавлять в сплав более дешевые металлы. Вот в ювелирных мастерских и не берутся за восстановление золотых изделий из неизвестного сплава. Не знают, как с ним работать.

Рискованно приобретать нелегально поступающие в Беларусь ювелирные изделия с драгоценными камнями. Украшение, заявленное «производителем» как «серьги с бриллиантами», может в реальности оказаться серьгами с искусственными камнями. Проверкой подлинности минерала, а также соответствия камня заявленной чистоте и количеству карат занимаются геммологи. Специально на то обученные люди, кроме того, оснащенные специальными приборами. Профессия редкая, но в Беларуси такие специалисты есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter