Почему на нашей планете постоянно происходят стихийные бедствия?

Спящие монстры

Не проходит и дня, чтобы из какого-нибудь региона планеты не пришло сообщение о стихийном бедствии
Не проходит и дня, чтобы из какого-нибудь региона планеты не пришло сообщение о стихийном бедствии. Меняется климат? Человечество расплачивается за свое алчное отношение к природе?



Не без этого, конечно. Но ученые напоминают и о том, что на Земле уже случались глобальные катаклизмы. Причем во времена, когда людей на ней еще и в помине не было.

Археологи утверждают, что наша планета пережила уже минимум пять массовых вымираний. Причем во время последнего, самого глобального, в пермском периоде погибло до 90% флоры и фауны. И если раньше очень популярными версиями были “бомбардировки” метеоритами, то сейчас многие специалисты склоняются к мысли, что причиной вполне могли стать не космические, а земные факторы. В том числе и многочисленные извержения вулканов.

Одним из самых губительных в истории человечества считается извержение вулкана Тамбора в Индонезии, произошедшее в 1815 году. В атмосферу попало огромное количество пепла и сернистого газа, что привело к глобальной климатической аномалии, продолжавшейся несколько лет. Следующий 1816-й был назван “годом без лета”, средняя температура на планете понизилась. В США в июне выпал снег, пролежавший три месяца, в Европе проливные дожди привели к полной потере урожая. Люди, ослабленные голодом, не могли сопротивляться болезням, начались эпидемии, выкосившие миллионы жизней.

Самое памятное событие такого рода в современной истории произошло в 2010 году — извержение вулкана Эйяфьядлайокудль в Исландии. Пепельное облако накрыло практически всю Европу, из-за чего 18 стран полностью закрыли свое воздушное пространство для полетов. Да и то, что происходит сейчас, не радует. Ученые давно заметили, что землетрясения и извержения вулканов идут “рука об руку”. А с конца 2014 года планета как будто взбесилась: трясет в Японии, Китае и Непале, а вперемежку с этим периодически пробуждаются вулканы в Мексике, Чили, Перу. Причем ученые предупреждают, что количество катаклизмов будет возрастать. Связано это с тем, что планета вошла в активную фазу так называемого сейсмического цикла.

Если в начале ХХ века во всем мире за год происходило не более десятка природных или техногенных катастроф, то в середине столетия их было уже около 50, а сегодня более 200 ежегодно.

Сейчас в мире от 1000 до 1500 активных вулканов. Почти 90% из них расположены в “огненном поясе” Земли — цепи сейсмически активных зон, растянувшейся от берегов Мексики на юг через Филиппинский и Индонезийский архипелаги и до Новой Зеландии.

Однако существуют еще и супервулканы, рядом с которыми даже Везувий выглядит, как прыщик. В отличие от обычного у супервулкана нет кратера — он представляет собой не гору, а впадину — кальдеру, которая имеет такие гигантские размеры, что разглядеть ее можно только со значительной высоты. Супервулкан не извергается, а именно взрывается, превосходя по мощности своих “горных братьев” во много тысяч раз.

Единственное утешение — их мало (по последним данным, всего семь), и “бабахают” они редко. Но метко. Последним по времени было извержение супервулкана Тоба на Суматре 74 тысячи лет назад, вызвавшее явление, схожее по признакам с так называемой ядерной зимой. Некоторые ученые утверждают, что этот катаклизм в эволюционном плане отбросил Землю на 2 миллиона лет назад. При этом Тоба — не самый крупный супервулкан. Его “большой брат” находится в США, штат Айдахо, в национальном парке Йеллоустоун. Кальдера этого гиганта имеет в длину 100 км, в ширину 30 км, а ее общая площадь составляет 3825 кв. км. Резервуар с магмой находится на глубине 8 км и может извергнуть более 2,5 тысячи куб. км вулканического вещества. Для сравнения: вулкан Тамбора в свое время выбросил примерно 150 куб. км, а Кракатау — 20 куб. км. За свою жизнь вулкан в Йеллоустоуне взрывался три раза. Сейчас, как утверждают отдельные ученые, наступает время очередного “обострения”. Ну а если рванет, то, как говорится, не то что США, всему миру мало не покажется!

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Прообраз Атлантиды



В Эгейском море есть группа из пяти островов, известных как Санторини. Изначально участок суши назвался островом Стронгила (круглый) и был целым, но 3600 лет назад извержение вулкана разорвало его на части. После заполнения жерла вулкана водой произошли ее испарение и сильный взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами высотой предположительно от 100 до 200 м, обрушившееся на северное побережье Крита. Многие историки считают, что именно эта катастрофа дала почву для легенды об Атлантиде. От древней Стронгилы остался только видимый в настоящее время полумесяц с отвесной скалой.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Это нормально — планета дышит и живет

кудельский 500.jpgТрадиционно в научном сообществе взгляды расходятся. По мнению заведующего лабораторией гидрогеологии и гидроэкологии Института природопользования НАН Анатолия Кудельского, усиление деятельности “обычных” вулканов свидетельствует, что напряжение в магматическом поясе планеты периодически благополучно спадает:

— Прогнозы давать сложно, и точного ответа на вопрос, существует ли вероятность взрыва супервулкана в ближайшее время, не знает никто. Прежде всего потому, что такое событие связано с общей геологией планеты, о которой мы имеем весьма поверхностное представление. Мантия, которая находится в диапазоне от 30 до 2900 км под земной поверхностью, если так можно выразиться, живет своей жизнью. Она периодически дегазирует. Там, где это происходит, просыпаются вулканы и случаются землетрясения. Последний пример — катастрофическое землетрясение в Непале. Если невозможно было спрогнозировать этот локальный катаклизм, что тогда говорить об извержении супервулкана?

Что же касается якобы аномальной вулканической деятельности в последнее время, я это рассматриваю с точки зрения геологии: Земля как энергетическая система переживает в своей истории различные эпохи, например, горообразование. И связанные с ними моменты активизации тепловой, сейсмической и вулканической активности. Это нормально и означает, что планета дышит и живет. Гораздо катастрофичнее другой вариант — когда вулканизм и сейсмичность сойдут на нет (возможно, это случится через миллиарды лет). Тогда, конечно, вокруг будет очень спокойно. Но Земля умрет и станет такой же, как мертвый и безжизненный Марс.

bebenina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter