Почему возвращаются айтишники

Справедливость познается в сравнении

Лично знаю айтишников, которые, став неконкурентоспособными на западном рынке труда, вернулись. Что они нашли и что — потеряли...

На недавнем назначении новых руководителей в районах и заместителей председателей облисполкомов наш Президент очертил программу действий для местной вертикали: «Самое главное — люди. Я вас очень прошу: работайте с людьми. Да, дисциплина. Но в основе всего, всей нашей политики должна быть справедливость». Глава государства близко к сердцу принимает благополучие даже неустроенных или уехавших за границу белорусов. Чтобы понять, где справедливость, нужно сравнивать. Каждая ли страна дает гражданам столько, сколько наша? И справедливо ли хаять ее, не вкладывая ни копейки, и в то же время не отказываться от благ?

Малюнак Алега КАРПОВІЧА.

­Совсем недавно приняты изменения в Конституцию. По Основному Закону каждый гражданин имеет право на здравоохранение, образование, то есть бесплатно посещать школы, получить первое высшее. Особенно мы оценили наших врачей и всю систему здравоохранения во время пандемии. И эта системная работа продолжается. Вот пример. Недавно в новостях прошла информация: аппаратами ­ЭКМО оснастят каждую областную больницу. Они могут потребоваться, когда аппарат искусственной вентиляции легких уже не помогает. Комплекты такого оборудования планируется передать в регионы. Естественно, серьезные вложения, в том числе интеллектуальные. Но наше государство их не жалеет.

Не менее важно и то, что в Конституции есть право на труд. Мне повезло, что смог бесплатно выучиться. Учеба практически в любой западной стране — дорогое удовольствие. Молодые люди берут кредит на 40 лет, чтобы получить образование, государство их никак не поддерживает. В зависимости от вуза ты должен иметь не только знания, но и крупную сумму денег на проживание, питание и саму учебу. Обучение в Гарварде может стоить до полумиллиона долларов. Конечно, исключение для самых одаренных, которых ищут по всему миру. Западные страны, прежде всего США стараются привлечь лучшие умы, идет большая охота на трудовые ресурсы. Но обратите внимание: стараются заманить уже дипломированных специалистов. А у нас при получении ученой степени приветствовалась публикация в иностранном журнале… Таким образом на Западе пользовались нашими разработками и рекрутировали самых одаренных. 

Бог нам в Беларуси дал землю, климат и людей. Трудолюбивых и патриотичных. Мы входим в мировую пятерку по образованности. В США некоторые не умеют читать и писать. А ведь необразованный человек на современной технике просто не сможет работать. В нашей стране студент имеет право на первое рабочее место. На Западе устроиться без опыта сложно даже по рабочей специальности. В некоторых фирмах до девяти месяцев и даже года у начинающих бесплатная стажировка, затем год трудятся без премий — подтверждают квалификацию. Сравните: наш студент после окончания учебы получает большие льготы, выплаты, подъемные, жилье, если уедет в сельскую местность. Существует альтернативная служба в армии и декретный отпуск на три года (а это вообще уникальная льгота, которой нет нигде в мире). Все условия созданы, чтобы граждане трудились в своей стране.

Даже айтишники стали возвращаться. По различным причинам. Но лично знаю тех, кто вернулся, став неконкурентоспособным на западном рынке. Срок карьерной жизни в IT-сфере не больше пяти лет, нужно постоянно учиться, изучать новые продукты. А учеба там, как мы уже говорили, стоит дорого, вот и уходят с этого рынка с более низкой оплатой. Попробовали чужого хлеба, пора что-то сделать для своей страны. Ведь права правами, но нужно помнить и об обязанностях. Это по-настоящему справедливо.

Для противостояния санкциям, введенным против нашей страны, пришлось проделать огромную работу. Но зачем их вводили? Было заранее просчитано, что после объявления этих мер у нас начнется безработица, часть предприятий остановится. Западные эксперты прогнозировали, что до 500 тысяч человек потеряют работу. А ведь все помнят выступления шахтеров с пустыми кастрюлями на площадях в Минске… Целью Запада было разрушить страну изнутри, однако санкционные планы провалились. Тем не менее очень важно, чтобы люди были заняты в экономике.

Проблема трудовых ресурсов актуальна для всего мира. От занятости каждого зависят оплата налогов и государственный бюджет. Мы лечимся, учимся, защищаем страну за счет этих средств. Общие блага в государстве созданы благодаря налогам. Даже пенсионеры в первую очередь зависят от трудоустроенных. По недавно опубликованным данным Белстата, численность занятых в экономике в прошлом году составила 4 миллиона 279,7 тысячи человек — 46 процентов от общей численности населения Беларуси. Выборочное исследование домашних хозяйств выявило, что в 2021-м среди занятого населения 50,5 процента — женщины и 49,5 процента — мужчины. 21,3 процента занятых живут в сельской местности.

Напомню недавние слова Президента: «Мы договорились, что в течение этого года каждый из председателей райисполкомов реализует какой-то инвестиционный проект для того, чтобы люди были трудоустроены. Если кто-то еще не занялся сельхозтехникой — займитесь, сделайте нормальную сельхозтехнику. Если кто-то не организовал ПМК — организуйте… В общем, нужен один нормальный проект в год. Большой, малый, но чтобы люди видели какое-то движение и получили рабочие места». 

Закрывать предприятия в это сложное время нельзя, ведь каждый человек индивидуален, к нему нужно найти подход. Когда руководил сельхозорганизацией, число временных работников иногда было практически равно постоянным. Если трудились хорошо, переходили на постоянное место. Нужно использовать все возможности. К примеру, возьмется кто-то за необходимые стране овощные культуры — и заодно привлечет временных работников. Овощеводство, полеводство — доступные и несложные отрасли сельского хозяйства, там могут быть задействованы незанятые в экономике. Ведь почему растет экономика Китая и Индии? У них есть трудовые ресурсы. Статистика свидетельствует: если до Великой Отечественной в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 миллиона человек, то в конце 1944 года — 6,3 миллиона. Если бы не война, нас могло быть сейчас около 18 миллионов! Как не раз говорил Президент, «Беларусь может прокормить 20 миллионов человек... Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях». 

Интересно, что в Европе, например в той же Польше, с удовольствием дают рабочие визы, а не туристические. Мы лакомый кусок. Организовав войны в Африке, европейцы планировали, что переселенцы начнут трудиться и поднимать их экономику. Но уровень образования им не подошел. Именно поэтому задумали воспользоваться славянами. Но наш человек для них всего лишь трудовой ресурс, никаких соцпакетов. Забудьте про высшее образование и особенно про копеечные услуги ЖКХ (мы платим за них только 20 процентов). Заболеешь, не выйдешь на работу — уволят и никого не спросят. Там без страховки ты никто. Довелось немало наблюдать за работой фермеров в Германии и Польше — некоторые крохоборствуют. Душ и стиральная машина для работников есть. Хочешь воспользоваться — плати, автомат требует монет. Фермер все подсчитал.

По сравнению с этим у нас тепличные условия. Ходят, зовут на работу, нянчатся. Надо с большим сомнением относиться к обещаниям сладкой жизни и ценить то, что имеешь. 

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter