Спортивное зодчество Антона Геруса. Какой будет завтра белорусская столица, «НГ» увидела глазами молодого архитектора.

Вчера в Минске открылся VIII национальный фестиваль архитектуры «Минск-2009». Президент Беларуси  Александр Лукашенко в приветствии, направленном его участникам и гостям, отметил, что фестиваль, в котором примут участие специалисты более чем из 40 стран  со всех континентов, призван продемонстрировать огромный созидательный потенциал и стать своеобразным смотром достижений перспективной отрасли, способствовать развитию плодотворного сотрудничества в этой сфере. В рамках фестиваля особое внимание привлекает III международный конкурс молодых архитекторов «Леонардо-2009», на котором представлено более 300 проектов из 28 стран. Ведь то, что предлагают молодые в качестве проектов, завтра станет реальностью на улицах наших городов.

Когда перед Антоном Герусом встал после школы выбор: пойти учиться на специалиста по радиотехнике или на архитектора, он выбрал второе. Хотелось заняться творчеством, воплотить в жизнь свои идеи. Окончив архитектурный факультет БНТУ, Антон попал в “Минскпроект”, где работает уже шесть лет в творческой мастерской известного архитектора Виталия Руцкого.  Как выяснилось, выбор профессии оказался правильным — в 2007 году Антон занял первое место на международном конкурсе молодых архитекторов “Леонардо” за проект павильонов обслуживания для открытых спортивных сооружений в Минске. На счету у молодого архитектора — совместная работа над крупным спортивным объектом — конным манежем в Ратомке, который уже возводится. На нынешний, уже третий по счету конкурс “Леонардо”, который проходит в белорусской столице, автор представил сразу три оригинальных проекта.
Возле футбольного манежа расположено обогреваемое поле с синтетическим покрытием. Именно здесь должны появиться трибуны, рассчитанные на три тысячи зрителей, — планируется, что на игровом поле будут проходить детские соревнования и чемпионаты городского масштаба.
— Нам хотелось сделать единую, парящую в воздухе металлическую конструкцию, подчеркнуть ее воздушность, — Антон показывает эскиз ажурных трибун, которые выгнулись, как надутый парус. — Вот здесь остекленные входы, навес. Одна из идей — “капли дождя”: у трибуны есть прозрачные части, через которые солнечные лучи попадают на террасу с озеленением...
Потоки света будут освещать “кругляшки” клумб, действительно создавая ассоциации с большими зелеными каплями. Даже в таком, казалось бы, нетворческом сооружении можно найти интересные задумки.
— Архитектура — это организация пространства, — замечает зодчий. — Каждый раз ты стремишься прочувствовать, какое пространство нужно именно для этого объекта, неважно, трибуна это или бизнес-центр. Вообще в архитектуре важно, чтобы человек пропустил все через себя, не оставался сторонним наблюдателем. Тогда он выработает собственную концепцию проектирования, свое видение.
Другая работа автора — офисное здание возле станции метро “Спортивная”. Проект включает в себя постройку площадью 1800 “квадратов” и паркинг на 100 мест. Планируется, что 80 процентов стоянки будет отведено для транспорта местных жителей.
— Входной вестибюль здания несколько приподнят над землей, поэтому получается “парящая” лестница, которая позволяет организовать внутренний зеленый дворик. Такой же прием используется в музее японского искусства в Кракове.
Японская стилистика вдохновила Антона Геруса на оригинальный проект центра йоги на улице Орловской. На эскизе — минималистичная постройка с огромными окнами. Европейцу она может показаться слишком простой, но в этом и был замысел автора: центр утопает в зелени, внутри есть небольшой водопад, а через витражи льется свет — настоящее единение человека и природы, тем более что центр расположится в зеленой зоне города.
На биеннале “Леонардо-2009” выставлено много работ — в основном это результаты труда целых групп проектировщиков: например, вильнюсская студия предлагает футуристические башни “Акрополис”, похожие на деревья, а узбекские архитекторы готовы возвести небоскреб “Торнадо” в центре Дубаи — “воздушное” здание выглядит как вихрь из лепестков. Другие отдают предпочтение традиционным формам, в духе классицизма (один из московских проектов) — в любом случае видно, что архитекторы полны идей. В конкурсе принимают участие авторы до 40 лет — неудивительно, ведь разработка эскиза занимает месяцы, а строительство (если удастся дождаться!) — годы.
— Если для художника реализация — это его картина, а дальше приходит признание, то для архитектора полная реализация наступает только тогда, когда здание будет построено. Тогда можешь двигаться дальше. Выставка “Леонардо” — одна из возможностей увидеть, чем занимаются коллеги, и понять современные белорусские тенденции, — говорит Антон. — Чего мне хотелось бы? Конечно же увидеть свои работы воплощенными!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter