О пользе домашних заданий на лето

Список литературы

— Ничего она не читала...

— И что ты будешь делать?

Муж умеет так обратить ситуацию, что становится очевидным, делать что‑то должна именно я, хотя список книг, которые нужно прочесть за лето, выдали дочери. 

— Ничего, мне‑то что. Я читала, вот, — показываю на тумбочку, где и сейчас лежит полуоткрытая книга Пелевина с довольно провокационным названием. И что‑то по саморазвитию — чисто так, для успокоения души.

Список литературы для чтения на лето изобрели как психотронное оружие. Он есть, и он давит, а в лучшем виде — уничтожает веру в себя. Я помню это из своего детства. 

— Ты читала сегодня?! — строго спрашивает мама.

— Я и сейчас читаю. 

— Ты читаешь ерунду, а нужно, что задали.

К сентябрю редко удавалось прочесть весь перечень, тем более там попадалось обязательно что‑то длинное и скучное. Читать такое — как лекарство принимать. Идешь за книгой — и невероятная тоска сжимает сердце, потому что все же хорошо, зачем нужно портить. К сентябрю этот осадочек покрывал часть загорелой души бледным меловым слоем: я нехорошая, недисциплинированная, не читала... Сейчас психоаналитики покопаются в моей памяти и найдут миллион причин заниженной самооценки, может, меня корили и сравнивали с другими, и никто не сообразит вспомнить, что мне задавали этот непосильный список. А к нему еще несколько поручений — выучить формулы и повторить правила.
Вряд ли этот список призван воспитывать любовь к чтению. Он и вправду слегка «доисторический», как выражается дочка. Чехов, Пушкин, Жюль Верн... 
Да! В залитом солнцем дворе я только и думала, как бы это схватить учебник химии и самозабвенно заучивать цепочки, а потом увлечься физикой и прочесть побольше классики русской литературы. Конечно, я верила, что лето долгое и все успеется. Конечно, лето прошло мгновенно. Конечно, я опять ничего не сделала.

— Даша, ты читала сегодня?

Жизнь уходит с лица моей дочери, она смотрит с тоской. Только что в залитом солнцем дворе она снимала клипы для «ТикТок», танцевала и растягивала слайм, и вдруг я с этим отвратительным вопросом. 

Даша читает по будильнику. 

— Сколько мне надо читать?

— Пару глав.

— Это сколько?

— Часа полтора‑два.

— Полтора или два?

Ставит будильник. Ровно через полтора часа закрывает книгу. Я удивляюсь, как так можно: вдруг это было интересное место и не дошло до логической паузы.

— Неинтересное, — успокаивает меня дочь. — А ты тоже все это читала?

— Да! — вру.

«С помощью секстанта он измерил высоту солнца в полдень над горизонтом — 68° 30’. Расстояние от солнца до зенита равнялось следовательно 21° 30’, так как в сумме эти два числа должны были составить 90°. Справочник указывал, что в тот день, 3 февраля, солнечное склонение равнялось 16° 30’. Сложив эту цифру с расстоянием до зенита — 21° 30’, Джон получил искомую широту: 38°. Итак, координаты «Маккуори» были таковы: 171° долготы и 38° широты, не считая незначительной погрешности в вычислении из‑за несовершенства приборов». Команда «Маккуори» во главе с Джоном Манглсом который день пытается снять бриг с мели... Даша страдает вместе с ними. В «ТикТок» ее ждут фолловеры. 

Здесь, в конце, по законам жанра мне нужно прийти к какому‑то выводу или задать вопрос, чтобы читатель продолжил статью внутренним спором с автором или согласился. Но я так скажу. Наш список выполнил свою миссию — пристыдил и унизил. Мы честно старались, но у нас, как и у сотен других школьников, мало что вышло. Зато какие воспоминания о проведенном времени в лагере, во дворе и в «ТикТоке»!

Т.С.

sulim@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter