Спасти ребенка, не потеряв роженицу

Раньше такое было фантастикой, а сегодня благодаря новым технологиям — реальностью. Правда, нельзя сказать, что такие высокотехнологичные вмешательства поставлены на поток — патологии, при которых они показаны, достаточно редки. Зато теперь такие дети получают право на жизнь! Кому и как готовы помочь в РНПЦ «Мать и дитя»?

Медсестра Антонина КОЗЛОВА.

В Беларуси 107 учреждений, где оказывают помощь матерям и детям. Первого перинатального уровня — 14, второго — 28, третьего — 64. РНПЦ «Мать и дитя» относится к самому высокому, четвертому. Технологии и оборудование, которые здесь применяются, — самые современные. Когда ближе знакомишься с работой центра, начинаешь понимать: его врачи практически ежедневно спасают жизни мамам и детям. И это касается не только появления маленького человечка на свет. Директор Константин Вильчук замечает, что, кроме акушерства и гинекологии, специалисты занимаются неонатологией, генетикой, педиатрией. Здесь в любое время дня и ночи готовы принять беременную, роженицу и ее ребенка из любой точки республики.

При растущем показателе нормальных родов 41,7 процента (в общем, неплохой по сравнению с развитыми странами) состояние женского здоровья пока медиков не радует – 70 из 100 имеют различные заболевания. Итог такой арифметики: порядка 40 процентов беременных в РНПЦ рожают путем кесарева сечения. В целом по Беларуси такая цифра — около 30 процентов. Показатель преждевременных родов – 3,9 процента. Стабильный, сопоставимый с европейскими странами. 

Около 65 процентов пациенток — из регионов. Но направляют в РНПЦ  только тех, у кого высок риск потерять ребенка, с серьезными экстрагенитальными патологиями. На базе РНПЦ создана бригада экстренной медицинской помощи, которая готова выехать в любую точку республики. В каждом регионе свой реанимобиль, оснащенный транспортным инкубатором для новорожденного ребенка. Врачи говорят, что трудно предсказать, с какой проблемой может обратиться к ним женщина. Ведь  на самом деле весь их спектр «прописать» невозможно, нередко они чуть ли не уникальны. К примеру, здесь наблюдают мамочек, которые перенесли трансплантацию печени, почки, с генетическими заболеваниями, тех, кто после длительного бесплодия воспользовался ЭКО-технологией, с нарушениями свертываемости крови, сахарным диабетом. По сути, раньше с такими проблемами для многих родить ребенка было несбыточной мечтой. Сегодня – реальность. Константин Вильчук: 

— Раньше сахарный диабет в тяжелой форме был противопоказанием к беременности. Ее прерывали. Сегодня благодаря технологиям мамы благополучно вынашивают малышей. Контроль по ведению таких пациентов дает возможность родить детей без диабетических осложнений. В отделении патологии беременные также находятся с наиболее сложными диагнозами — артериальной гипертензией, пороками сердца — оперированные и неоперированные, с заболеваниями щитовидной железы, крови, мочевыделительной системы.

Директор Константин ВИЛЬЧУК.

С 1994 года в РНПЦ ведут регистрацию малышей, родившихся с весом 500 граммов после 22-х недель беременности. Их, а также всех, кто родился с массой тела — до килограмма (в год появляется на свет 250—260), кропотливо выхаживают, давая шанс на полноценную жизнь. Система  выхаживания, реабилитации тиражирована по всей стране. Для этого проведено переоснащение родовспомогательных учреждений, реанимаций именно с учетом появления таких малышей на свет. Умное оборудование не дает возможности воздействовать на самые уязвимые «точки» — органы чувств, которые не успели «дозреть» в материнской утробе.

Каждые роды — процесс непредсказуемый. Часть вспомогательных служб расположена таким образом, что в случае экстренной акушерской ситуации пациентке всю необходимую помощь окажут на месте. Здесь имеется высокотехнологичное оборудование для экспресс-диагностики анализов (28 исследований за 20 минут для 20 пациентов), причем достаточно микродозы крови, что особенно важно, если речь идет о новорожденных,  мобильный компактный рентген-аппарат с низким уровнем излучения, который можно доставить в любую палату. 

ВЫ думаете, акушеры-гинекологи – люди консервативные и в таком процессе, как роды, уже нет ничего необычного? Ошибаетесь. В РНПЦ уже практикуют, к примеру, вертикальные, когда процесс идет в любой удобной для пациентки позе. Для этого есть и оборудование, например, кресло-трасформер. Пары хотят рожать вместе — когда в родзале присутствует и отец ребенка? Пожалуйста! Причем эта услуга абсолютно бесплатная, будущему отцу необходимо только пройти соответствующие курсы и медосмотр. Правда, это направление пока не пользуется особым спросом. 

Больше всего в акушерстве врачи боятся кровотечений. Пациентки с соответствующими патологиями составляют очень высокий риск материнских потерь. Но о них, как правило, знают заранее, и рожениц направляют в столицу. В прежние времена кровь, которую теряла пациентка, нагнетали с помощью шприцев. Сегодня с этим блестяще справляется аппарат, который нагнетает ее со скоростью 1200 миллилитров в минуту (чувствуете, в какой опасности находится роженица). При этом «отслеживает» температуру плазмы и улавливает пузырьки воздуха. 

Попасть в операционную роддома может только беременная, врач и, как выяснилось, журналист. Заведующий отделением Виталий Дорошевич демонстрирует уникальное оборудование для фитоскопических операций, которые в РНПЦ проводят у ребенка в материнской утробе: 

— Это не фантастика, а новые технологии, которые с успехом применяют наши хирурги уже около 7 лет. Недавний пример: 21 неделя беременности, монохориальная двойня. Выявили на УЗИ синдром фетальной трансфузии — когда один ребенок выступает донором, второй — реципиентом, то есть происходит сброс крови от одного к другому через сосуды в плаценте. Как помочь еще не родившимся, но уже страдающим малышам? При помощи фетоскопов прокалываем матку, доходим до плаценты и коагулируем такие сосуды, как бы разъединяем  плаценту, чтобы дети друг друга не обкрадывали.

Таких операций бывает несколько в месяц, и важно сделать их до 22-х недель. Таких беременных в центре берут под контроль, там же они и рожают. Завотделением рассказывает, что еще одно сложное внутриутробное вмешательство, которое спасает жизнь ребенку, — кордоцентез. Оно требуется, если у мамы резус отрицательный, а у папы — положительный. В результате происходит такое осложнение, как резус сенсибилизация. При повторных беременностях происходит гемолитическая болезнь, возникает резус-конфликт между плодом и мамой. Раньше после родов детям требовались замена, переливание крови, они могли погибнуть внутриутробно или после рождения, а сейчас на 20—25-й неделе проводится пункция пуповины плода, вычисляется уровень гемоглобина, высчитывается по определенным формулам, сколько требуется крови. Затем плоду вводится специально облученная гамма-кровь — 20—50 мл. Некоторым требуется до 8 процедур за одну беременность. В результате ребенок рождается доношенным, и не требуются замена и переливание крови.

korenevskaja@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter