Спасти и уберечь

Сотрудники МЧС узнали, как готовы к зиме «проблемные адреса»

Сотрудники МЧС выясняли, как готовы к зиме «проблемные адреса»

…У здания Витебского областного управления МЧС в это субботнее утро многолюдно. Еще полностью не рассвело, а автобус спасателей уже выдвинулся к месту назначения. Сегодня стартует целевая профилактическая акция по оценке готовности жилищного фонда к осенне-зимнему пожароопасному периоду. Наша задача — масштабно обследовать два крупных населенных пункта: поселки Мазолово и Лужесно, а также близлежащие села. Вводная принята, у каждого из участников рейда — список домов и семей, которые необходимо проверить на предмет безопасности проживания. В их числе — многодетные семьи, одинокие старики, ветераны, инвалиды, неблагополучные граждане.

Вместе с первым заместителем начальника областного управления МЧС Аликом Гончаровым, главным специалистом отдела надзора и профилактики Игорем Мартыновым и заместителем начальника Витебского РОЧС Сергеем Ловейкиным мы направляемся к зданию Мазоловского сельсовета, где к нам должен присоединиться представитель местной власти. По дороге Сергей Владимирович вводит в курс дела:

— В Витебском районе проживает около 40 тысяч граждан, здесь 13 сельских и два поселковых Совета. Ежегодно регистрируется до 80 пожаров. Ситуацию осложняют наличие на участке примерно 100 садоводческих обществ, а также большая протяженность территории — порядка 100 километров.

Между делом спутники вспоминают последние «громкие» дела. Обычные «стандартные» истории — это уж слишком банально, здесь и говорить не о чем. Пьяные курильщики гибнут через раз. А вот на какой только риск не идут порой граждане для того, чтобы сэкономить на отоплении-освещении! Например, пенсионер, ранее работавший в хозяйстве электриком, под землей проложил «тайный» кабель и подключился к бесплатной электроэнергии. В итоге «рационализатора» подвел обогреватель, тоже припрятанный в укромном местечке. «Электромахинации» вскрылись только тогда, когда дом сгорел вместе с хозяином. А прошлой зимой один из сельчан так «погоревал» на могилах двух своих земляков, что деревне через пару дней пришлось хоронить и его самого — в нетрезвом состоянии хозяин после поминок погиб на пожаре в собственном жилище.

Для того чтобы предупредить подобные трагедии, вникнуть в жизнь сельчан поглубже, и организован наш сегодняшний рейд. В сельском Совете — краткое знакомство с обстановкой. Управляющая делами Екатерина Королева докладывает: к категории социально уязвимых и неблагополучных граждан относятся около 450 человек. При подготовке к зимнему периоду по предписаниям специально созданных смотровых комиссий гражданами отремонтировано более 20 печей, одиноким и одиноко проживающим за счет бюджета установлено 34 пожарных извещателя, трех бабушек и одного дедушку определили на социальную койку.

Теплом от бесплатной новой печи наслаждается нынешней осенью ветеран войны Иван Коблов из деревни Дреколье. К нему и едем, чтобы узнать: всем ли доволен пожилой человек? Вот только добраться к дому ветерана, который стоит немножко на отшибе, совсем не просто — прошедшие дожди сделали неказистую проселочную дорогу труднопреодолимой. Хотя, судя по всему, обычный грейдер уже давно мог бы исправить положение.

Как оказалось, наш визит совпал с праздником. В доме у 88-летнего фронтовика — гости. Из Гродно приехали сын с невесткой. Не виделись около полугода.

— Зовем вот к себе — отказывается. От соцработника — тоже. А ведь очевидно, что жить отцу в одиночестве уже тяжело, — делятся проблемами родственники. — Да, племянник приезжает раз в неделю, продукты привозит. Но этого явно недостаточно.

В том, что дедушка, действительно, нуждается в постоянной посторонней помощи, сомневаться не приходится. Он еле передвигается с двумя костылями, уборкой-стиркой не занимается, да и в то, что регулярно готовит себе горячую пищу, поверить сложно. Тем не менее Иван Алексеевич, год назад потерявший жену (сам ухаживал за ней, парализованной, около 15 лет), на судьбу не жалуется и ничего менять не хочет. Привык к трудностям.

— На фронт попал в семнадцать лет, — охотно рассказывает ветеран, открывая папку со своим семейным архивом. — Дошел до Восточной Пруссии. Кем? Солдатом…

Увидев в его руках старые пожелтевшие бумаги, мы удивляемся: Иван Коблов демонстрирует нам именные благодарности Иосифа Сталина. Одна, две, три, четыре.

— Да их штук четырнадцать было, — отмахивается собеседник. — Вот только мыши поели… Кот? Да, кот имеется. Так он же на охоту только голодным выходит, а мне его жалко в тощем теле держать. Вот и гуляют сами по себе — и кот, и мышки…

Для безопасности жизни этого уникального человека на месте принимаем меры — удаляем старый пожарный извещатель, который хозяин заклеил бумажкой, «чтоб не верещал у печи». Новый устанавливаем чуть подальше — и фронтовика беспокоить лишний раз не будет, и о беде в случае чего предупредит. А вот с печью пока не все в порядке — работу до конца исполнители, как выяснилось, не довели. Сама конструкция и дымоход не оштукатурены и не побелены. Этот вопрос берется на контроль.

Спасатели, обсуждая «изобретательность» дедушки в отношении извещателя, вспоминают курьезный случай. В Браславском районе пенсионерка тоже установила аналогичный аппарат неподалеку от пропускающей дымок печи, а когда пожарные приехали с проверкой, пожаловалась: «эвакуироваться», четко выполняя указания последних, ей приходится по три раза в сутки. Устала, мол, спать с дорожной сумкой и документами под мышкой. Пришлось-таки печь ремонтировать.

Наш рейд продолжается, и следующая остановка — у дома многодетной семьи в деревне Дутчино. Здесь проживают мама, отчим и пятеро детишек в возрасте от 3 до 14 лет. К сожалению, побеседовать с хозяевами не удалось. Взрослые, прихватив с собой младшую дочку, уехали в областной центр. Четверо мальчишек, оставшиеся в доме, дверь открыть непрошеным гостям после консультации с мамой по телефону отказались. На неухоженном строении — спутниковая телевизионная «тарелка», а во дворе — хлам да бурьян.

— Да лет пять уже мамаша обещается огород разбить — у нее 15 соток, — объясняет Екатерина Королева. — Вот только, видно, все руки не доходят. Хотя этой семье оказывается поддержка — бесплатно отремонтирована печь, установлены автономные пожарные извещатели с выводом сигнала на улицу...

Что ж, меры к беспечным родителям, оставившим сегодня детей одних, будут приняты — соответствующие органы уже проинформированы. А мы идем в соседнюю двух-этажку. Окно на площадке выбито, все завалено окурками — проем используется для курения. Прямо у квартир оборудована скамейка — доска на кирпичах, где и собирается местный народец «на перекур». Спички и окурки бросают прямо под ноги — на старую ковровую дорожку. На чердак — свободный доступ, чего быть не должно. Все «минусы» тут же берутся на заметку для информирования соответствующих служб.

Одну за другой посещаем квартиры. В этой новорожденного отказались выписывать из роддома, пока не будет отремонтирована печь и сделан косметический ремонт. Предписание выполнили, ребенка забрали, а вот оба пожарных извещателя… отключили. Составляем протокол. Штраф ждет и хозяйку соседнего жилища, где печь опасно растрескалась, а лампочка в прихожей болтается на оголенных проводах.

Во дворе встречаем местного бомжа — сорокапятилетний гражданин, паспорт которого «временно в милиции», обосновался в заброшенном аварийном доме. К счастью, здесь нет ни электроэнергии, ни печи. Правда, жители деревни сигнализируют: в доме регулярно собираются подозрительные компании. Бомж делает вид, что профилактическая беседа его напугала, и обещает зимовать у сестры, проживающей в этом же населенном пункте.

А вот у 84-летних супругов Меньшениных, около полувека назад переехавших в эти края из России и построивших тут настоящий дворец, в отличие от более молодых односельчан, все в ажуре. В доме — порядок, во дворе — тоже. Дрова и овощи заготовили, в помощи, как заявили хором Владимир Андрианович и Зинаида Яковлевна, не нуждаются. 90-летней же Евдокии Белоусовой без поддержки не обойтись. К счастью, в нынешнюю зиму вместе с бабушкой будет жить родственница из Витебска, так что можно быть спокойными. Правда, инструкцию-предложение престарелой хозяйке все же выписали — ранее установленный за счет государства пожарный извещатель, как она призналась, «внуки раскрутили». Придется тем внукам теперь его самим купить и установить. Сельский Совет возьмет это дело под контроль.

Что ж, сегодняшний рейд закончен. Впереди у сотрудников областного управления МЧС — десятки населенных пунктов, сотни «проблемных» адресов. И даже если благодаря этим мерам будет спасена хоть одна человеческая жизнь — можно сказать, что усилия людей в погонах затрачены не зря. Витебская область занимает печальное второе место в стране по количеству жертв огненной стихии. На пожарах с начала года уже погибло около 120 граждан, в том числе один ребенок.

На снимках: у переселенцев Меньшениных все в порядке: и резной терем-теремок, и настроение; члены рейдовой группы берут под контроль все «проблемные» адреса.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter