Спасти и сохранить

Как построить пирамиду безопасности

Как построить пирамиду безопасности


Люди в черном обычно не разговорчивы. Они — как натянутые струны. Отказываются от интервью, заслоняют ладонями объективы видеокамер, а если и появятся в каком–то сюжете, то мельком. Элегантный костюм, жесткий взгляд, микрофон за ухом и «пушка» в кобуре — вот, пожалуй, и все, что мы знаем о телохранителях. Но кто они — сегодняшние «бодигардеры»? Насколько эффективна работа современных служб охраны? В эти дни появилась прекрасная возможность получить ответы на многие вопросы, заглянув за кулисы одной из самых таинственных профессий. В Минске проходит 5–й международный турнир «Телохранитель–2008».


Кто такой «бодигардер»


В лихие 90–е телохранителями становились в основном спортсмены–разрядники и военнослужащие, воевавшие в «горячих точках». Они умели стрелять и драться, обладали двухметровым ростом и широкими плечами — в общем, выглядели устрашающе. Но когда дело доходило до реальной заварушки, зачастую не успевали даже выхватить пистолет. В результате — многочисленные покушения, гибель клиентов и самих секьюрити. В июле 1997 г. у входа в московский клуб «Арлекино» жестоко убили одного из владельцев заведения и его охранника. В ноябре 1999 г. напали на бывшего мэра Винницы Дмитрия Дворкиса — ранили в шею, но он скрылся от бандитов. Охранник погиб. В том же году в центре Санкт–Петербурга четверо киллеров расстреляли из гранатометов и автоматов бронированный джип Павла Капыша, генерального директора Балтийской финансово–промышленной группы. Капыш скончался, двое его охранников чудом уцелели... И таких случаев — десятки, если не сотни.


«Случайные» телохранители потихоньку дискредитировали профессию. А ведь когда–то «бодигардерами» становились только элитные бойцы. К примеру, древние греки считали, что охрану высших лиц, прямых потомков Зевса, можно доверить лишь людям, одержавшим победу на Олимпийских играх. У правителя Спарты было около 300 телохранителей, большинство из которых попали на эту службу после своего триумфа на Олимпиаде.


Сейчас профессия снова становится статусной. Кто такой «бодигардер» сегодня? В первую очередь — опытный тактик и отменный стратег, человек, умеющий просчитывать ситуацию и предотвратить нападение. Как правило, это бывший сотрудник спецподразделения, имеющий боевой опыт и прошедший специальные курсы. Физическая сила и броская внешность уже не так важны. Ставку в подготовке нынешних «бодигардеров» делают на интеллект.


— Давно убедился: по уровню подготовки телохранители России, Украины, Беларуси на порядок выше французов, итальянцев, немцев, — убежден президент Международной лиги профессиональных телохранителей Вячеслав Заневский. — С контраварийным вождением и стрельбой у европейцев все хорошо, а вот в тактике мы дадим им больше форы.


Что ж, в этом нам предстояло убедиться.


Трудности «раскулачивания»


...Таких спортсменов республиканский центр олимпийской подготовки в Раубичах еще не видел. 40 плечистых парней при «полном параде» из 10 команд Беларуси, России и Украины выстроились на плацу, поприветствовали друг друга, сняли галстуки и пиджаки... и начали махать кулаками.


Турнир «бодигардеров» — своеобразное многоборье. Нужно быть хорошим бойцом, уметь лихо ездить на машине, точно стрелять, обладать тактической выучкой. За исполнением всех элементов внимательно следят профессиональные судьи. Разумеется, выставляют оценки. Самая худшая — тем, кто не уберег виртуального клиента. Но до «неудов» у специалистов обычно не доходит.


Первый этап соревнований — демонстрация приемов рукопашного боя — развеял самый распространенный миф. Секьюрити признались: этот элемент программы в первую очередь рассчитан на зрителей. Ведь если ситуация доходит до прямой физической атаки, когда нужно применять силовые приемы, то свою работу служба безопасности уже провалила. Поэтому все геройства охранников в голливудских блокбастерах — не более чем преувеличение режиссера. Если снимать правдивый фильм о телохранителях, это будет скорее не боевик, а тонкий психологический детектив.


Посмотреть в Раубичах было на что! «Бодигардеры», как примерные ученики на экзаменах, подходили к судейскому столику, вытягивали билеты с упражнениями и демонстрировали на татами свое мастерство.


Отбить прямой удар сверху, обезоружить человека с ножом, успеть выхватить из рук хулигана резиновую дубину... Бились, конечно, не «в полный контакт». Но если выполняли упражнения слишком медленно, судьи снимали баллы.


Последними выступали ребята из Службы безопасности Президента Беларуси — фавориты турнира, победители прошлогоднего чемпионата в Нижнем Новгороде. Кое–кто из зевак предположил: мол, все предопределено, подсудят. Но когда наши телохранители выскочили на татами и показали отлаженные до автоматизма приемы, даже непосвященный в тонкости боевых искусств понял: работают мастера. Итог — отличные оценки судей и аплодисменты коллег–конкурентов.


«Сито» для бойца


Почему белорусские секьюрити на высоте? В стране стабильная ситуация, нет вооруженных конфликтов, смертников–камикадзе и прочих факторов риска. Казалось бы, отсутствие реального опыта должно сказаться и на навыках телохранителей.


— Секрет простой: наши сотрудники всегда в состоянии боевой готовности, поддерживают хорошую физическую форму, — говорит начальник Службы безопасности Президента Беларуси Андрей Втюрин. — Хотя попасть к нам, не скрою, сложно. Кандидат должен прежде пройти службу в армии, структурах МВД или Комитета государственной безопасности. Далее начинается отбор — своеобразное сито. Сначала бойца привлекают для охраны объектов. И только потом, после еще одного испытания, он попадает в личную охрану. Оцениваем все качества телохранителя — и физические, и психологические. В первую очередь ценятся интеллект и аналитические способности. Сотрудники должны понимать, что от безопасности руководства страны зависит благополучие всего общества.


Будет ли профессия телохранителя популярна и в будущем? Андрей Втюрин уверен: непременно. Уже сейчас «бодигардеры» играют все более заметную роль. Поэтому, к слову, нынешние соревнования и открыты для всех желающих. Телохранителям нечего скрывать.


...Участие в соревнованиях принимают как государственные службы безопасности, так и частные агентства — в основном московские. Методики подготовки телохранителей практически не отличаются. Но вот специфика работы варьируется. Охранять звездного актера или певца — одно, главу государства — совсем другое. Рассуждать на тему «что легче, а что сложнее» мы не будем. Попробуем лишь выделить некоторые тенденции в охранном «VIP–бизнесе».


Все больше известных персон нанимают себе охрану лишь для того, чтобы отгонять настырных фанатов и репортеров, возить в школу детей (у Анджелины Джоли этим занимается с десяток специально обученных человек) и т.д. В случае чего усердный телохранитель звезды может поработать даже мальчиком на побегушках. Все это, конечно, сильно бьет по амбициям «бодигардеров». Многие из них, не выдержав характера капризных клиентов, разрывают с ними отношения, а потом публикуют скандальные мемуары. Так поступил охранник Бритни Спирс, рассказавший журналистам шокирующие подробности о наркотических пристрастиях и разгульном образе жизни поп–звезды.


Находясь рядом с представителями шоу–бизнеса, охранники нередко сами уподобляются своим клиентам. Во все тяжкие пустился один из самых известных «бодигардеров» нашего времени Петер Альтхоф, охранявший Мадонну, Арнольда Шварценеггера, Майкла Джексона и других звезд. Он периодически представал перед судом за пьянство и драки, а в результате и вовсе лишился лицензии. Вот тебе и профессионал...


Один в поле не воин


Как стать настоящим телохранителем, профессионалом в этом деле? Специалисты говорят, что добиться успеха реально за полтора–два года. Главное — чтобы на плечах была голова. Ломаем еще один известный стереотип: груда мышц, черные пояса и «корочки» мастеров спорта в охранном деле нынче играют вторичную роль. Спрогнозировать и предотвратить ситуацию — вот главная задача настоящего «бодигардера». В одиночку сделать это невозможно — нужна команда.


— Есть такое понятие, как пирамида безопасности, — рассказывает Вячеслав Заневский. — На самом деле самую сложную работу проделывают аналитические и информационные службы, а это десятки человек. Они постоянно просчитывают возможные варианты развития событий, определяют степень угрозы. Когда телохранитель работает один, спасти он сможет в лучшем случае от хулигана или настырного поклонника.


А вот если покушение спланировано — шансов у одиночки нет. По статистике, 98% таких случаев заканчивается в пользу нападающего. Оставшиеся 2% можно списать на непрофессионализм киллера или форс–мажор — заклинило патрон, поскользнулся перед выстрелом и т.д. Поэтому группа личной охраны обычно состоит из четырех человек. Первый в случае покушения эвакуирует клиента, второй «зачищает» территорию, оставшиеся работают на отражение атаки.


Существует несколько категорий нападения. Первая — на улице, происходит всегда спонтанно, поэтому атаку сложно предугадать. Вторая категория — бытовые заказы. Тоже предотвратить непросто. Остальные варианты связаны с конкурентной борьбой — будь то бизнес или политика. Как ни парадоксально, но в таких случаях возможностей противостоять злоумышленникам у служб охраны гораздо больше. Здесь как раз таки все решает тактика.


С другой стороны, главный вопрос — может ли служба безопасности на сто процентов гарантировать безопасность охраняемого лица — по–прежнему остается без ответа. Вспомним недавнее убийство в Ираке — в результате теракта погиб шейх Али аль–Нида. Телохранители знали о готовящемся нападении, но предотвратить его не смогли. Под днищем автомобиля шейха взорвалась бомба — погибли все пассажиры, в том числе и секьюрити.


Еще один красноречивый пример тщетности всех потуг уберечь клиента — убийство лидера пакистанской оппозиции Беназир Бхутто. На нее тоже покушались несколько раз — нападения служба безопасности ждала каждую секунду. В одном случае «бодигардеры» встали вокруг автомобиля живым щитом и приняли на себя основной удар взрывной волны. 50 из них погибли. Однако уже при следующей атаке террористам–смертникам все–таки удалось добиться своего. При современном уровне угроз, говорят профессионалы, работать становится все сложнее...


Впрочем, в послужном списке телохранителей есть и множество побед. Ценой собственной жизни спас шефа телохранитель Конрада Аденауэра. Неоднократно охранники выручали Фиделя Кастро, Шарля де Голля, Ясира Арафата и других известных личностей. Одно из недавних проявлений героизма: московского бизнесмена Сергея Таболина прикрыл грудью личный «бодигардер». Преступник трижды выстрелил из пистолета с глушителем, пули попали охраннику в сердце... Но шефа он все–таки спас. Ценой собственной жизни. Так велел служебный долг...


Секьюрити на каблуках


...Единственная женщина, принимающая участие в турнире, — представительница московской частной охранной структуры Ольга Королева. Поначалу на хрупкую девушку зрители смотрели с улыбкой: мол, шансов противостоять сильному полу у нее нет. Но уже скоро все провожали Ольгу овациями. Она четко выполняла приемы, была собранна и сконцентрированна. Женщина–телохранитель — уникум или тенденция?


— Этот вопрос мне задают на каждом турнире, людям сложно перебороть стереотипы, — улыбается Ольга. — Надо делать свою работу хорошо, и тогда шаблоны исчезнут сами собой. С детства занималась спортом, играла в хоккей на траве, а потом решила попробовать себя в охране. Что необычного? Охраняю в основном женщин и детей, работаю со звездами шоу–бизнеса, обеспеченными бизнес–леди. Недостатка в клиентах нет.


А как же личная жизнь, муж, дети? Моя собеседница уверяет, что профессия всему этому не мешает. Супруг с охраной никак не связан. Два телохранителя в одной семье — это уже чересчур!


Что снится телохранителю?


Самым зрелищным элементом первого этапа стало «сопровождение». Участвовали по двое телохранителей из каждой команды: один играл роль охраняемого лица, второй — охранника. По краям татами расположились четверо статистов–спецназовцев, в любой момент готовых нанести неожиданный удар. Смысл в том, что телохранители не знают, с какой стороны ждать угрозы, — задание главным образом рассчитано на реакцию. С этим у некоторых участников возникли проблемы.


Многие «бодигардеры», отразив удар нападающего, теряли из виду охраняемое лицо. Кто–то забывал громко прокричать кодовый сигнал «Тревога!». Был участник, который в пылу схватки вместо своего клиента решил оборонять... одного из статистов! Но в целом большинство виртуальных жизней удалось сохранить.


...Следя за схваткой, я случайно встал за спины высоченных секьюрити. Те сразу же обернулись. Непорядок, если кто–то дышит в затылок! Да уж, профессиональная выучка расслабиться не позволяет... Ребята из Украины признались мне, что даже по дороге домой, зайдя в подъезд, озираются по сторонам. По ночам, бывает, снятся кошмары: выстрелы, погони, покушения. Поэтому соревнования для телохранителей — все–таки передышка. Пускай и выкладываются на полную катушку, но все же могут позволить себе роскошь поспать крепким сном. Хотя бы раз в году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter