Летчик‑инструктор Денис Шкаренда удостоен ордена «За личное мужество»

Создавать и оберегать созданное

Мы в Могилевском аэроклубе ДОСААФ — держим в руках документ «Учет авиационного инцидента». Там сказано, что 17 июня 2022 года летчик‑инструктор Денис Шкаренда совершал учебный полет с курсантом Военной академии на самолете Як‑52. На десятой минуте полета на высоте 1500 метров после выполнения виража начались перебои в работе двигателя, через минуту произошла полная его остановка...


Если использовать сухую терминологию, то авиационный инцидент благодаря мужеству летчика‑инструктора не перерос в авиационное происшествие с жертвами и разрушениями. Говоря просто по‑человечески, курсант Владислав Цвирко продолжает учиться в Военной академии, Як‑52 с новым двигателем по‑прежнему в деле. А Денис Шкаренда не о подвиге рассуждает — говорит, это его работа:
— По инструкции пилоты могут покинуть самолет с парашютом, если их жизни угрожает опасность. Но наши инструкторы учили так: «Вы должны быть уверены, что на земле никто не пострадает». В особых случаях летчик сочетает точные математические расчеты с моральными. И это не громкие слова — это наш профессиональный кодекс чести.
Об инциденте Денис Шкаренда рассказывает хладнокровно — за 26 лет летной работы всякое бывало:

— Между отказом двигателя и посадкой прошло полторы минуты. Внештатная ситуация случилась за семь километров от летного поля. Садиться на незнакомую площадку опасно: любой овраг, валун могут привести к опрокидыванию самолета. В мае 2021 года майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко тоже могли покинуть Як-130, но сумели отвернуть самолет от жилых строений. Андрей Ничипорчик — из моего первого выпуска курсантов Военной академии, а Никита Куконенко — из крайнего, потом я переключился на подготовку летчиков-спортсменов. Я могу вспомнить много случаев. В 2009 году белорусские пилоты Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли в Польше во время авиашоу — но спасли людей.



Сам собой разговор перешел на тему, как воспитать хорошего человека, настоящего мужчину и возможно ли это сделать без такой составляющей, как патриотизм.

— Мой отец — подполковник автомобильных войск, — рассказывает Денис Шкаренда. — Когда ездили к бабушке в деревню по Минскому шоссе, я видел с дороги самолеты аэроклуба и, как любой советский паренек, мечтал стать летчиком. Все мои деды воевали: по отцовской линии — в железнодорожных войсках, по материнской — всю войну партизанил в смолевичских лесах, троюродный дед — летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза. Старший двоюродный брат прошел афганскую войну, отец дважды или трижды писал рапорт в Афганистан. У меня тоже есть сын, зовут Иван, учится на факультете физического воспитания. Он сам решил попробовать себя в парашютном спорте, а там, может, и летчиком захочет стать. И в армию служить пойдет точно — это само собой разумеющееся в нашей семье.


Денис Шкаренда пришел в аэроклуб в 1996‑м: начинал с парашютного спорта, а уже в 19 лет стал летчиком-спортсменом. Был абсолютным чемпионом Беларуси, а с командой аэроклуба брал серебро и бронзу на чемпионате мира. Сейчас он инструктор и для курсантов Военной академии, и для летчиков-спортсменов.

— То, что умеет летчик-спортсмен, — это и есть высший пилотаж. Я счастлив, потому что занимаюсь любимой работой, — признается Денис Владимирович. — Иногда от молодежи приходится слышать: «С чего вдруг я Родине что-то должен?» И начинаем говорить. Начинаю с обыденного: ты ходил в детский сад, школу, бесплатно учишься в вузе — уже за это ты должен.
А что такое государство, тем более социальное? Это мы. А как же те, кто защищал эту землю ценой своей жизни? И то, что ты родился в свободной стране, не говоря уже о том, что называется стержнем мужчины. Кто такой настоящий мужчина? Это защитник. Задача мужчины — создавать и оберегать созданное. При этом он должен не черстветь душой. А патриот, я считаю, это тот, кому дорого место, где он живет, и люди, которые рядом с ним.
Заместитель начальника аэроклуба по летной подготовке Виталий Шамардин в тот день тоже был в небе в качестве инструктора, когда по радиосвязи экипажи услышали, что произошел особый случай. Дает профессиональную оценку действиям пилота:

— В такой ситуации все освобождают воздушное пространство, чтобы самолет, где отказал двигатель, смог зайти на посадку. Денис хладнокровно, как настоящий ас принял моментально верное решение — любое промедление могло привести к катастрофе. Он точно выполнил расчет и заход на посадку с учетом высоты и расстояния до летного поля. Все было исполнено ювелирно — он посадил самолет в пределах посадочных знаков. Денис Владимирович в экстренной ситуации принял управление на себя, не только сохранил жизнь курсанту, но и преподал ему бесценный урок мастерства.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник Могилевского аэроклуба Иван Касим:

— Мы очень ценим, что Президентом дана такая высокая оценка профессионализму и мужеству нашего летчика. В нашем аэроклубе воспитана целая плеяда настоящих героев. Четверо удостоены звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, в том числе Андрей Кулагин, имя которого носит наш аэроклуб. Подготовленные в ДОСААФ парашютисты, снайперы, планеристы, летчики внесли огромный вклад в победу.

Государство доверило ДОСААФ важные задачи, в том числе начальную летную подготовку военных летчиков. В планах — обучение летчиков гражданской авиации и операторов беспилотных летательных аппаратов. Сегодня пропагандируем наши виды спорта среди школьников, участвуем в авиашоу во время массовых праздников. Создали музей авиационной техники и Аллею Героев, а также вышли с инициативой открыть в могилевских школах авиационные классы. Любить Родину нужно учить, актуальность патриотизма сегодня нельзя переоценить. А герои, на примере которых мы можем воспитывать молодых, на белорусской земле были всегда. В том числе герои нашего времени.




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter