Польский город Лодзь претендует на проведение всемирной выставки EXPO-2022, и у него есть для этого немало козырей

Созданный заново

Идеи витают в воздухе? Наверное. Но надо еще иметь “сачок”, чтобы словить нужную, которая при удачном стечении обстоятельств может превратиться в “оскароносный” фильм, научное открытие, грандиозный проект. Власти Лодзи поймали идею в городском воздухе, который за последние десятилетия заметно посвежел — перестали коптить небо многочисленные ткацкие производства. Чистый воздух — это, несомненно, замечательно, однако в потрескавшихся стеклах промышленных зданий вчерашнего польского Манчестера забрезжил депрессивный оскал Детройта. Дорога из красного фабричного кирпича устремилась в урбанистический тупик. Население пошло на убыль — многие подались в более перспективные места. Но городские власти не стали дожидаться, пока давшая течь лодка разобьется о рифы нагромоздившихся реалий и взялись за возвращение Лодзи к жизни.Кстати, Лодзь переводится как “лодка”, “ладья”. Она же изображена на гербе города с более чем пятисотлетней историей. Правда, на современной карте Лодзи вы не увидите рек. Они были, но заметно поиссякли и сейчас журчат в подземных коллекторах. Однако это не мешает ладье Лодзи оставаться на плаву. В исторические пряди города ювелирно вкрапляются “аксессуары” XXI века.

Фабричная империя Познаньского переродилась в уникальный многофункциональный комплекс
Фото автора

Фабричный бум

Впервые Лодзь была упомянута в документах в 1332 году как деревня. Городские права получила спустя сто лет, но на протяжении почти четырех столетий оставалась небольшим поселением, где жило менее 200 человек. Знаменательным для неприметного городка стал 1820 год, когда он и его окрестности были выделены как территория, перспективная для развития суконной промышленности. Сюда начали прибывать ремесленники из Саксонии, Чехии, Пруссии, других краев — их привлекли льготы и недорогие долгосрочные кредиты. Они создавали небольшие семейные ткацкие мастерские. Стремительно закрутилось колесо новой истории Лодзи — фабричной.

Первая настоящая фабрика заработала в городе в 1837 году, ее основал Людвик Гейер. Бизнес у него пошел в гору, что привлекло сюда других желающих быстро разбогатеть. Среди них был и Кальман Познаньский. Его сын Израиль унаследовал дело отца и заметно преуспел. В 1872 году он построил первый механический ткацкий цех, положивший начало фабричной империи. Рядом вырос целый микрорайон для рабочих. 

К концу XIX века Израиль Познаньский стал одним из богатейших польских промышленников. Об этом и сегодня свидетельствует его роскошный дворец.

Лодзь тех времен без натяжек можно назвать “городом контрастов”. Семьи рабочих, разумеется, не шиковали, живя в ритме фабричных машин. Но не только десятки дымящих труб “подпирали” небо над Лодзью — возводились дворцы (более двухсот сохранилось), гостиницы, театры. Богатые промышленники стремились угнаться за архитектурной модой — и сегодня можно часами глазеть на здания по обе стороны улицы Петрковской, растянувшейся на 4,2 километра.

В бывших цехах — элитные квартиры

После Второй мировой войны фабрики были национализированы. В 1975-м во дворце Познаньского был создан Музей истории города. Коренные перемены, произошедшие в Польше в начале 1990-х, повлекли за собой многочисленные банкротства и рост безработицы. Однако Лодзь не осталась без внимания инвесторов. В 1999 году территорию, на которой находился промышленный комплекс, унаследовавший фабричную империю Познаньского, купила французская компания. И был запущен процесс превращения старых цехов и других сооружений в многофункциональный центр Manufaktura, занимающий 27 гектаров. 13 исторических зданий соединили с современными. Здесь разместились музеи, рестораны, престижная танцевальная студия, кинотеатр, театрально-концертная площадка, двухуровневая торговая галерея. Появилась рыночная площадь, которая зимой превращается в каток, а летом — в настоящий пляж с шезлонгами, пальмами и привозным песком. В Лодзи началась новая эра — туристической “промышленности”. И ее примет в городе уже немало.

И теплоэлектростанция превращается в... культурный и научный центр

Немудрено, что именно под флагом ревитализации (от лат. re... — “возобновление” и vita — “жизнь”, дословно: возвращение жизни) Лодзь стала кандидатом на проведение всемирной выставки EXPO 2022. Презентационный девиз звучит более понятно — “Город, созданный заново”.

— Ревитализация городских районов является важной и актуальной темой для всего мира, — говорит первый вице-президент Лодзи Томаш Трела. — Сегодня практически все страны сталкиваются с проблемами, порожденными урбанизацией. По прогнозам, к 2050 году 2/3 населения планеты будет жить в городах.

Еще один пример удачной ревитализации в Лодзи — бывшая фабрика Карла Шейблера. Ее прядильный цех превращен в элитный жилой дом, пожарная часть — в бизнес-центр, бывшая школа — в Институт дизайна, а во дворце Шейблера расположился единственный в Польше музей кинематографии. Кстати, в Лодзи есть Высшая государственная школа кинематографа, телевидения и театра. Среди ее знаменитых выпускников — Анждей Вайда, Кшиштоф Занусси, Збигнев Рыбчинский, Кшиштоф Кислевский, Роман Поланский. На улице Петрковской можно прогуляться по целой аллее киношных звезд. На Петрковской, которая раньше была запружена транспортом, начали внедрять и концепцию “тихих улиц”. Главная магистраль города стала более спокойной и комфортной для пешеходов.

На финишной прямой — ревитализация теплоэлектростанции ЕС1, работавшей в Лодзи с 1907 по 2001 год. Понадобилось восемь лет, чтобы превратить ее в современный культурный и научный центр.

— Комплекс готов примерно на 70 процентов, — пояснил руководитель отдела центра ЕС1 Михал Кендерский. — Западную часть планируем открыть в декабре этого года. Здесь есть планетарий, конгресс-холл, можно наглядно увидеть, как работала угольная ТЭС. Еще через два года завершится строительство Национального центра киноискусств. О желании разместить в ЕС1 свою студию заявил режиссер Дэвид Линч.

А рядом уже принимает поезда новый вокзал “Лодзь-Фабричная” — современный, комфортный и, пожалуй, самый большой в Европе. От него проляжет туннель на запад — что-то вроде маленького метро, пояснила сотрудник выставочного отдела мэрии Марта Пживара:

— Поблизости возводится многофункциональный комплекс “Врата города”. 

В нем будет и бизнес-центр. Крупные компании уже присматриваются к нему, поскольку могут рассчитывать на налоговые льготы. Лодзь находится в центре Польши, всего в 120 километрах от Варшавы. Налажено хорошее транспортное сообщение.

Неплохие шансы на победу

В новом центре старой Лодзи и будут сконцентрированы основные события выставки EXPO 2022, если победит польская заявка. Для этого за нее должны отдать свои голоса не менее половины из 168 стран — членов Международного бюро выставок, в их числе и Беларусь. У Лодзи два конкурента — американский Миннеаполис и столица Аргентины Буэнос-Айрес. Голосование состоится в ноябре этого года в Париже. 

— Выставка EXPO никогда не проходила в этой части Европы и она может принести положительные результаты не только Польше, но и Беларуси, — уверен вице-президент Лодзи Кшиштоф Пентковский. 

Нам тоже полезно изучить наработки соседей. Их опыт явно пригодится Минску (побратим Лодзи) при ревитализации промзоны на улице Октябрьской и бывших цехов полиграфкомбината. Да и в других белорусских городах есть к чему приложить руку. Идеи витают и в нашем воздухе...

kuklov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter