Как вылечить душу и тело во время Великого поста — советует благочинный Глубокского округа, протоиерей Михаил Изоитко

Сотвори достойные плоды покаяния


У  православных христиан продолжается Великий пост перед праздником Воскресения Христова. Это время нам дано, чтобы остановиться, задуматься, переосмыслить свою жизнь на пути к вечному Царствию Божьему. Как вылечить душу и тело и можно ли это сделать — поговорили с благочинным Глубокского округа, протоиереем Михаилом ИЗОИТКО. Тело исправит пост, а душу — покаяние. Эти понятия довольно обширные, что имеется в виду?

Великий пост — время исправления, духовного и телесного подвига. Обидно, примечает священник, когда имеется в виду лишь ограничение в пище. Будто это самая важная проблема. Притом некоторые люди тратят на постные продукты в разы больше денег, чем на скоромные, что в корне неверно. Иоанн Златоуст учил: Великий пост для того, чтобы сэкономить средства и отдать их в первую очередь на милостыню нуждающимся. Добродетель — неотъемлемая часть исповеди, чтобы сотворить достойные плоды покаяния, то есть добрые дела. Компенсировать зло можем только добром, учит отец Михаил:

— Коль ожидаем милости от Бога, то и сами должны умилостивить его делами благими, благотворительностью. Причем вопрос не в размере пожертвования, а в желании сделать его. Помните, Господь наблюдал, как опускали милостыню в сокровищницу храма Иерусалимского. Бедная вдова положила две маленькие монеты, но это все, что у нее было. И по сравнению с золотыми монетами богачей, которые для них ничего не стоили, женщина пожертвовала больше всех. Помимо материальной милостыни, у нашего милосердия поле деятельности широкое: поговорить, утешить, помолиться о ком-то, сказать доброе слово, улыбнуться, навестить больного и одинокого.

Великий пост, да и каждый день христианина, начинается с прощения. В молитве «Отче наш» есть слова: «И остави нам, Господи, долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Митрополит Антоний Сурожский, когда был совсем молодым, не мог простить своего брата. На что ему духовник ответил: «Хорошо, тогда читай «Отче наш» без этих слов». Но у митрополита ничего не получилось, и исход стал понятен: брата надо обязательно простить. Иначе бесполезен будет пост и покаяние, если таим в себе зло.

— Процесс прощения сложный, начинать его надо с молитвы за того, кого считаем своим врагом. Да, просим Господа в первую очередь за тех, кто сделал нам добро и зло. Это первейшие наши близкие люди. Как можем праздновать Воскресение Христово и радоваться ему, если Господь простил всех грешников, а мы кого-то не в состоянии. В таком случае будем чужими на этом празднике, — поясняет протоиерей.

В Великий пост обычно прибегают к таинству соборования. Через помазание освященным маслом и молитву священника прощаются забытые грехи, которые иногда довлеют над нами, становятся причиной болезней. К слову, основной источник наших проблем со здоровьем (99 процентов) — именно грехи. И поможет от них избавиться именно покаяние, что в переводе с греческого обозначает «перемена ума», то есть наши личные изменения, а не отчет о проделанной работе, как это часто бывает.

— Прихожане стараются все вспомнить, записать и отчитаться, какие грехи совершили. Но это только один из этапов покаяния. Мало их разглядеть, нужно пожалеть о них, раскаяться, а также постараться исправиться, положить начало добрым делам. Таинство исповеди чудодейственно. Только вдумайтесь: что бы мы ни совершили, если сожалеем об этом искренне — Господь прощает. Разбойник, распятый на кресте рядом с нашим Спасителем, в этот же день попал в рай. Но надо понимать: суд Божий отличается от суда человеческого. Всевышнего милосердия нам не понять, как и того, что все мы для Отца нашего одинаковы, — поясняет Михаил Изоитко.

Как научиться видеть свои грехи? Людям присуще пугающее духовное самодовольство, мол, ничего особенного не совершили, и рассказывают на исповеди то, о чем без стыда могли бы поведать посреди площади. На деле, если увидеть все, что мы творим, — обидно, страшно и стыдно. Вряд ли решимся рассказать об этом прилюдно, хотя в первые века христианства исповедь как раз была публичной и все самые тяжкие и страшные грехи люди оглашали собравшимся в церкви прихожанам, среди которых были соседи, друзья.

— Мы не настолько духовно сильны. Предаваясь таинству исповеди, рассказываем о грехах только Богу. Священник лишь свидетель, которому дано право их отпустить, а также он может духовно помочь, направить, указать на что-то. Увидеть свои грехи тяжело, для этого как раз и есть Великий пост — он вместе с молитвой меняет человека. С потреблением меньшего количества пищи становимся более духовными и чувствуем свою душу, — поучает священник.


При обильном питании про душу и вспоминать некогда. На самом деле мы нуждаемся в малом, теряя лишний вес — проще тянуться к небу. Плюс ограничиваем себя в развлечениях. На минуту представьте: современному человеку отключить все гаджеты, когда остается один на один с собой. Это выбивает из привычной колеи, но дает возможность духовно настроиться, в помощь множество литературы. Но главное — самому научиться понимать свои грехи. Допустим, редко каемся в неблагодарности Богу, маловерии, неверии в промысел Божий, самонадеянности, унынии, нежелании нести крест. Да, это нелегкий труд — все подметить и исправить, поэтому и советует христианство каяться регулярно. Иными словами — ежедневно в вечерних молитвах, потом и на исповеди проще. Словом, дорогу осилит идущий — было бы желание и стремление.

Говорит батюшка и о надобности приходить в храм, особенно во время Великого поста. Некоторые святые отцы называют этот период десятиной от всего года. И если весь год проживаем довольно расслабленно, то в Великий пост силы следует мобилизовать, приблизиться к Богу, возвратиться в Божий дом подобно блудному сыну. И Божий дом в этом случае храм, где молитва обретает большую силу. Новому прихожанину необязательно выстаивать все уставные службы, в период Великого поста они действительно длинные, но стоит почаще ходить в храм и оставаться наедине с Богом. Утром и вечером — домашняя молитва, обращайтесь к Всевышнему хотя бы своими словами, однако важно держать связь и эту ниточку не обрывать.

— Как вести себя в церкви во время эпидемии? Выбирайте ранние литургии или же посещайте храм, когда там нет большого скопления народа, носите защитные повязки и соблюдайте дистанцию, откажитесь от некоторых вещей, внедрившихся в наружное благочестие. Допустим, то же целование икон в других православных церквях так не распространено, в старину старообрядцы к иконам прикладывались лишь однажды в году. Нет в канонах и обряда целования чаши после причащения, крест в противоэпидемических мерах возлагаем на голову, — объясняет священник.

И еще один важный момент: телесный пост должен быть соразмерен личному опыту и состоянию здоровья. Общепринятое ограничение в питании входит в монастырский устав, для мирян такого обязательства нет. Но считается, что они тоже должны стремиться к этому идеалу, хотя идти к нему могут постепенно. Допустим, сначала отказаться от мяса, потому что в целом монастырский пост жесткий, выдержать его нелегко, а предаваясь унынию или проявляя агрессию, рискуем стать только хуже. Однако ограничение питания в какой-то мере быть должно, а также в развлечениях, вредных привычках, бездумном блуждании в социальных сетях. Не тешьте себя тем, что главное — духовная составляющая. Составляющую эту и формируют в общем и целом вышеназванные блага.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter