Первые договоры социальной ренты с пожилыми заключены в Речице и Рогачеве

Социальная рента как альтернатива

Правда ли, что одинокий сельчанин, завещав свое жилье государству, получит бесплатное соцобслуживание?

Звонок от Марии Васильевны из Гомельского района: «Пару лет назад по телевизору рассказывали, что одинокие старики могут завещать квартиру в пользу государства в обмен на бесплатный уход. Мол, соцслужба не только досмотрит, но и организует погребение. Это правильно. Дожить свой век достойно хочется, а квартиру на тот свет не унесешь. Но вот это право имеют только минчане? Сама одинокая, завещать дом некому, соцработник приходит трижды в неделю, но за услуги надо платить. Правда ли, что сельчане тоже могут рассчитывать на бесплатный уход, переписав жилье на государство?»

Проект, о котором говорит читательница, стартовал в столице еще в 2012 году. Его суть в двух словах: одинокий пожилой или супружеская пара старше 70 лет завещают жилье государству в обмен на пожизненный уход. Могут быть два варианта. Первый. Пожилой остается на своей территории, а наукой и практикой доказано, что в привычных условиях человек преклонного возраста живет дольше. Пять раз в неделю его навещает соцработник и бесплатно 2 часа в день оказывает привычные услуги: приносит продукты, лекарства, готовит пищу, делает уборку и прочее. Государство берет на себя оплату коммунальных услуг, один раз в пять лет обязуется проводить текущий ремонт и при необходимости менять в той же квартире сантехнику. Помимо пенсии, человек каждый месяц получает ренту — до трех базовых величин. Она зависит от размера квартиры, ее состояния, кадастровой стоимости.

Второй вариант. Можно переехать в отдельную комнату дома-интерната повышенной комфортности. К примеру, минчане — в Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак». Из плюсов — бесплатный круглосуточный уход, в том числе медицинский, пенсия сохраняется, выплачивается рента. К слову, получатель ренты в договоре может закрепить свои пожелания при организации погребения. Этот момент соцслужба тоже берет на себя. А распоряжаться жильем местная власть может только после смерти получателя ренты.

Социальная рента в столице понемногу приживается. По данным Минтруда, сегодня 25 минчан, среди которых две семейные пары, пожелали заключить договоры пожизненного содержания с иждивением. 9 человек переехали в интернат, 16 получают социальные услуги на дому.

Ровно три года назад такая практика стала применяться во всех регионах. Первопроходцем стала Гомельщина. Договоры социальной ренты подписали двое одиноких престарелых: мужчина в Речице и женщина в Рогачеве. Они пожелали остаться дома, а не переезжать в дом-интернат повышенной комфортности «Васильевка» под Гомелем. В Комитете по труду, занятости и соцзащите Гомельского облисполкома говорят, что 70-летнего возраста в регионе достигли около 3 тысяч одиноких людей. И, конечно, для них социальная рента — надежная альтернатива. Недобросовестных кандидатов на квадратные метры одиноких стариков всегда хватало. 

В Минтруда и соцзащиты отметили положительную тенденцию: как только ТЦСОН предлагали пожилому заключить договор социальной ренты, у него тут же объявлялись родственники, готовые проявлять заботу в надежде на возможное наследство.

Для сельчан, повторимся, социальная рента доступна. Конечно, если речь не о ветхом, не представляющем ценности жилье. Впрочем, каждый случай рассматривает специальная районная комиссия.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter