Сотрудничество — это конкретные проекты и документы

Замглавы Витебского облисполкома о контактах регионов в ЕАЭС

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов рубрики «Евразийский экономический союз: региональный аспект». Какие документы регионального сотрудничества следовало бы разработать в рамках Евразийского экономического союза? Какие наиболее актуальные вопросы взаимодействия регионов должны найти в них свое отражение? На вопросы «Р» отвечает заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета Олег Сергеевич МАЦКЕВИЧ.

— В Витебской области, которая граничит с регионами стран, входящих в Европейский союз (Литвы и Латвии), и Российской Федерации (Псковской и Смоленской областями), накоплен определенный опыт, который следует учесть при разработке документов Евразийского экономического союза. В первую очередь это касается определения порядка создания и функционирования экономических кластеров (холдингов), участниками которых стали бы организации России и Беларуси. Необходимо ввести понятие отечественного производителя, которое должно быть единым для Евразийского экономического союза.

Сегодня, на наш взгляд, есть проблема совместного участия предприятий регионов в производстве конкурентоспособного продукта, организации его дальнейшего продвижения в интересах производителей как Витебской, так и Смоленской, Московской, Ленинградской, других областей. Подобной схемы взаимодействия, которая была бы узаконена на территории обоих государств, пока не выработано, и сама по себе она не сложится. Например, в Смоленской области достаточно много — не менее 800 тысяч гектаров — неиспользуемых сельскохозяйственных земель, которые вряд ли будут задействованы под строительство объектов или добычу ископаемых. Их целесообразно вовлечь в оборот и получать урожай в общую копилку как Смоленской, так и Витебской области. Аналогичные проекты должны реализовываться и в Псковской области.

Все для этого на Витебщине есть: соответствующая инфраструктура (райагроснабы, семенные станции), подготовленные специалисты. И мы, и наши коллеги в Смоленской области заинтересованы в получении экологически чистых натуральных продуктов, организации их переработки на имеющихся производственных площадях, а значит, экономии валюты на закупку импорта, порой неизвестного происхождения. Кстати, уже сегодня мы можем увеличить переработку мяса и молока на существующих мощностях только в Витебской области в полтора раза. А ведь новые перерабатывающие предприятия появились и в Смоленской области. Для них тоже требуется сырье, и с экономической точки зрения желательно, чтобы оно было местного производства. Кроме того, появятся новые рабочие места, нашим людям не надо будет уезжать на свой страх и риск в неизвестные края. У регионов России есть средства на реализацию подобных проектов. Однако механизма их совместного использования нет, каждый регион выплывает сам и, к сожалению, все больше ориентируется на импортного поставщика, который менее всего заинтересован развивать у нас современные производства.

— Какие преимущества нового интеграционного объединения ожидаются в перспективе в Витебской области?

— Если мы говорим об интеграции, то должны понимать, что речь идет и о производстве совместного продукта, и о подготовке специалистов, организации единой системы сбыта и т.д. У каждого региона есть собственные наработки, передовые технологии, свои сильные стороны, которые и должны максимально эффективно использоваться в интеграционных образованиях. Главное, чтобы продекларированное не осталось на бумаге, а было воплощено в конкретные проекты. Сырье сегодня надо перерабатывать там, где созданы наиболее экономически выгодные условия для этого. Следует вовлечь как можно больше организаций с обеих сторон в процессы производства, на которые не должны влиять тарифы на перевозку, квоты на поставку комплектующих и сырья, они должны подкрепляться едиными сертификатами и регламентами. Необходим единый механизм гарантированного страхования внешнеторговых сделок. Документов, как видите, немало, но и усложнять механизм их формирования и согласования не стоит.

Как я уже говорил, в Смоленской области появились неплохие комплексы по переработке мясного сырья. Логично было бы использовать прекрасные возможности Витебской области и совместно нарастить у нас поголовье крупного рогатого скота и свиней, чтобы хватило сырья загрузить мощности предприятий региона, выработать совместную схему поддержки его производителей, определить условия сбыта продукции, поделить рынки. Если этого не сделать, будет завозиться сырье из Бразилии, Венгрии, Польши, а наши сельхозпроизводители будут приходить в упадок. Инвестировать в развитие сырьевой зоны и переработки надо прежде всего на своей территории, а за рубежом искать высокие технологии. В противном случае мы будем вынуждены конкурировать, в том числе друг с другом, даже в рамках Единого экономического пространства. Любой интеграционный процесс не может быть стихийным, необходимы четкие методы его управления, конкретные проекты, ответственность за их выполнение.

— Какие этапы эволюционного развития должны пройти регионы Беларуси и России, чтобы к 1 января 2015 года стать полноценными участниками новой международной организации?

— Интеграционные процессы идут давно, жизнь объективно заставляет руководителей наших предприятий совместно искать пути сотрудничества.

Сложившаяся схема производства, например продукции машиностроения, требует связать в единую цепочку производителей металла, электроники, гидравлики, программистов и еще десятки предприятий на территории регионов России и Беларуси. Другое дело, выполнение в срок обязательств по поставкам комплектующих, их соответствие качественным характеристикам, что в итоге и определяет конкурентоспособность единого продукта, который должен оцениваться как товар, произведенный на территории Единого экономического пространства, а не завезенный извне. К сожалению, действующая сегодня система тендеров вряд ли учитывает интеграционные процессы, она поддерживает того, кто предложит более низкие цены, хотя при этом не учитываются ни налоги, которые будут получены от местного производителя, ни занятость населения. При этом значительное количество проектов сегодня имеют долговременный характер, а значит, потребуется гарантированный набор специалистов для разработки и производства продукта, его реализации. Хорошо, когда на территории регионов создается иностранное производство. Но вопрос, сколько в нем отечественного продукта? Сколько организаций задействовано в его разработке, испытании, внедрении? Где будет формироваться добавленная стоимость? Если мы без тени лукавства начнем решать эти задачи, то добьемся того эффекта, который ожидаем от объединения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter