Каковы шансы, что мы не одни во Вселенной

Соло в темноте

Новости про сигналы из космоса давно перестали шокировать современного человека. Что и понятно: ученые морщат лоб, сыплют цифрами, но не говорят ничего конкретного. Учитывая курьезы вроде того, когда австралийские астрономы 17 лет принимали «послания», оказавшиеся помехами от микроволновки, а также обилие разного рода чудиков, утверждающих, что инопланетяне их похищали для опытов, эта тема успешно перемещается в область анекдотов. Так что здесь все же серьезно, а что нет? И почему вопросов всегда больше, чем ответов?

wallpapermaiden.com

Интрига сохраняется

Начало года принесло сразу две новости. Первая — ученым удалось локализовать источник регулярных радиовсплесков, которые они фиксировали начиная с 2016 года (и это не микроволновка). Вторая — космический телескоп TESS обнаружил планету размером с Землю. Оба этих события мы рассмотрим подробно и попытаемся объяснить простыми словами. Начнем, пожалуй, с «планетарного масштаба».

Строго говоря, планета TOI 700d (астрономам почему-то нравится давать объектам исключительно неромантические названия) — первая, обнаруженная конкретно телескопом TESS, но не единственная в своем роде. Например, телескоп Kepler с момента своего запуска в 2009 году обнаружил 30 землеподобных и потенциально обитаемых экзопланет (находящихся вне Солнечной системы). Однако к настоящему времени из этого топ-30 статус земплеподобных миров, находящихся в зоне обитаемости (условная область, определенная из расчета, что условия на поверхности могут обеспечивать существование воды в жидкой фазе), сохранили только 12. В феврале 2017 года NASA заявило об обнаружении семи планет около звезды-карлика TRAPPIST-1, три из которых имеют размеры, сравнимые с нашей, и также находятся в зоне обитаемости. А еще существуют планеты класса суперземля (они больше нашей, но значительно меньше газовых гигантов) — их уже более 50. Обыватели упорно записывают такие планеты в обитаемые, но на самом деле речь идет исключительно о размерах и вероятном наличии твердой поверхности.

Таким образом, новая находка — TOI 700d — не оригинальна. Но интересна тем, что вращается вокруг красного карлика TOI 700, получая от него около 90% энергии, которую Солнце дает Земле. Причем звезда ведет себя спокойно (за 11 месяцев наблюдений на ней не отмечено сильных вспышек), что значительно повышает шансы этого мира быть обитаемым.

Непривычно — не значит невозможно

Однако если вы думаете, что с обитаемостью все, в принципе, понятно и для этого всего нужны лишь условия, аналогичные земным, то сильно ошибаетесь. У концепции есть немало критиков. И вот почему.

Мы автоматически предполагаем, что жизненные формы должны быть непременно такими, как на Земле, или очень похожими на них. Даже в фантастических фильмах пришельцы — гуманоиды. Такая возможность существует. Но лишь как одна из множества вероятностей.

Жизнь на Земле — водно-углеродная. Мы состоим из углерода и воды и поглощаем кислород в процессе метаболизма. Представить себе иную биохимию мы не можем. Известный астрофизик Карл Саган даже придумал по этому поводу неологизм — углеродный шовинизм. Но дело в том, что при иных условиях молекулы (если они вообще там есть) могут иметь и не углеродную основу. А, например, метановую. То есть жизненные формы могут быть любыми. Разумные минералы, условно говоря, или нечто совсем невообразимое — почему нет? Но поймем ли мы, что эти существа разумны? В таком случае почему бы не предположить, что инопланетный разум уже присутствует на Земле, но мы не в состоянии его увидеть.

Второй спорный момент теории обитаемости — ее привязка к звезде как источнику необходимой для выживания температуры. Но это тоже не обязательно. Например, спутник Юпитера Европа находится вне расчетной обитаемой зоны, имея глубинный океан. А учитывая наличие даже на Земле таких экстремофилов, как тихоходки, жизнь (по крайней мере, микроскопическая) там вполне возможна. Кстати, NASA всерьез настроено найти этому подтверждение с помощью автоматической межпланетной станции Europa Clipper. Старт проекта — середина 2020-х.

Парадоксальный ответ

Константин Циолковский был уверен, что во Вселенной существуют развитые цивилизации, причем их много. Но поскольку мы сами находимся на той же стадии развития, как шимпанзе, иметь с нами дело они пока не желают, и когда пожелают — неизвестно (так называемая гипотеза зоопарка).

Известный физик Энрико Ферми наличие внеземной жизни не исключал, но считал, что человеческая цивилизация, судя по всему, является единственной технологически развитой. Свои мысли он уместил в парадокс, который получил его имя — парадокс Ферми: «С одной стороны, выдвигаются многочисленные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой — отсутствуют какие-либо наблюдения, которые это подтверждали бы. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны». В принципе, все это укладывается в одну фразу: «Ну и где они в таком случае?»

Одним из вариантов ответа на парадокс Ферми служит гипотеза уникальной Земли. Ее выдвинули американские ученые — профессор биологии и наук о Земле и космосе в Вашингтонском университете Питер Уорд и астроном Дональд Браунли. Суть этой гипотезы в том, что для того чтобы на нашей планете зародилась жизнь, в одном месте должны были сойтись столько вероятностей и случайностей, что повторение аналогичного «фокуса» второй раз (тем более неоднократно) невозможно. А отсюда следует печальный вывод: мы уникальны и одиноки безо всяких вариантов найти родственные души. С разумными лишайниками (если таковые имеются на просторах космоса) как-то не поговоришь о жизни.

В ТЕМУ
img.com

Тем не менее с того момента, как человечество получило возможность слушать радиочастоты, мы все время ловим какие-то странные «космические вопли». Откуда же им взяться, если не от инопланетян? Печально, но факт: радиоволны могут испускать многие небесные тела. Например, наша галактика Млечный путь издает звуки, чем-то напоминающие шипение. Спутник Урана Миранда (ее еще называют луной Франкенштейна) как будто исполняет печальную мелодию. Одна из лун Юпитера — Ганимед — наоборот, сварливо скрипит. Радиогул постоянно слышен из далекого космоса, но вряд ли он что-то означает.

Впрочем, за историю наблюдений было зарегистрировано несколько сигналов, представляющих несомненный интерес. Самый известный — сигнал Wow! Так обозначил его доктор Джерри Эйман 15 августа 1977 года во время работы на радиотелескопе «Большое ухо» в Университете штата Огайо. Четкий и громкий, он шел со стороны созвездия Стрельца ровно 72 секунды, а затем пропал. Сам Джерри Эйман, устав строить догадки, как-то заметил, что это мог быть сигнал земного происхождения, отразившийся от куска космического мусора. Как говорится, срикошетило. Отсюда — громкость и четкость.

Одна из самых больших загадок в астрономии — быстрые радиовсплески (единичные радиоимпульсы длительностью несколько миллисекунд неизвестной природы). Впервые такой импульс был зарегистрирован в 2007 году — так называемый всплеск Лоримера. С тех пор их приняли сотни. Ученые утверждают, что их мощность эквивалентна выбросу энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет. Непонятно, конечно, но звучит внушительно. Так вот, новость нынешнего года в том, что удалось засечь, откуда именно нам подают знаки. Оказалось, что это спиральная галактика (такая же, как Млечный путь), удаленная от нас на 500 миллионов световых лет. Похоже на начало знакомства?

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter