В широкий прокат выходит картина Александры Бутор "В личное пространство вход воспрещен"

Солнце село – кино сняли

C 1 февраля во всех кинотеатрах страны ловите фильм белорусского режиссера Александры Бутор «В личное пространство вход воспрещен». Впервые за долгие годы налогоплательщики могут спокойно выдохнуть: картина снята на собственные средства режиссера и ее друзей. Бюджет ленты составил 60 тысяч долларов, которые г–жа Бутор планирует все–таки окупить кассой, поэтому к зрителю выходит с широким географическим охватом: новинку увидят зрители Беларуси, Литвы, Чехии, возможно, и России. Корреспонденты «СБ» побывали на закрытой премьере и подивились самоуверенности режиссера.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА
В кинотеатре «Москва», где состоялся первый публичный показ картины, был аншлаг. Александра Бутор встречала гостей в серебристом платье в пол, красивая и смелая приглашала журналистов задавать вопросы всей съемочной группе. Что можно спросить у артистов, не посмотрев кино? Понравился ли вам процесс? Какая атмосфера царила на съемочной площадке? Наверняка чудесная. Частично спонсировал картину солист группы «Тяни–Толкай» Павел Тараймович. Режиссер сняла немало клипов для коллектива, ее мастерство говорит само за себя. Паша доверился сценаристкам Александре Бутор и Юлии Гирель: «А давайте попробуем снять полный метр?» «А давайте!» История написана. Репетировали месяц, сняли за 10 дней. «Я сам не верил, что управятся за такой короткий срок. Но вот наступил день 10–й: солнце село — и мы кино сняли», — удивлялся и радовался продюсер на премьере.

В ослепительных нарядах в «Москве» блистали исполнители главных ролей. Нарядные поклонницы дарили актерам цветы и конфеты. Мужчины столбенели от шарма актрис. Камеры, вспышки, заграничные гости — словом, мероприятие получилось великосветским, в лучших традициях больших кинособытий года. Хозяйка бала — Александра Бутор — отлично справлялась со своей ролью, тепло и по–семейному представив со сцены всех к картине причастных, от звуковиков до гримеров. На сцене выстроилась внушительная команда дебютантов. Прозвучала детская песенка о кино, в это время на экране показали кадры, не вошедшие в фильм. Словом, пора было начинать. Не терпелось увидеть картину целиком, в нее столько труда и тепла вложено.

По поводу премьеры «В личное пространство вход воспрещен». Как водится, новости две: 1) кина нет, 2) надежды есть. Саша Бутор сняла все что угодно — сильно растянутый во времени музыкальный клип, сериальный приквел, социальный ролик о тщете суицида и целебных свойствах любви, но полнометражным игровым фильмом эту работу нельзя назвать. Содержательная часть фильма сильно схематичная и страшно размазана во времени. Завязка отличная. Программист Макс накосячил в программе с танчиком и в приступе отчаяния едет в глушь, в глубинку. Красиво едет, на роскошной тачке, европейские наши дорожные развязки смотрятся с дрона отлично — ну чисто «Призрак» Полански. Тревожная навязчивая музыка за кадром дает нам понять, что парень задумал что–то недоброе. В первой же локации — придорожное кафе — драма зачем–то превращается в лирическую комедию, в сериал «Сваты» со слабыми диалогами — и все, тут провал. «Разве ты останешься со мной в этой глуши? Рядовым фельдшером? Без перспектив?» — спрашивает фельдшер Анна Сергеевна (Анна Полупанова) у практиканта Антона (Сергей Жбанков). Убейте меня, но люди так не разговаривают. К сожалению, все три романтические пары в фильме похожими репликами и будут перебрасываться. Больше героев в ленте нет.


Ах да, есть еще хозяин кафе с неясной судьбой — Николаич (Руслан Бутурля). Он тайком лабает рок в сарае во всю мощь своей электрогитары, но чудная пара подростков — дочь Николаича Зина (Екатерина Самойло) и влюбленный в нее дворник Горохов (Степан Летковский) — ни разу этот рев струн почему–то не услышит. Даром, что сарай находится в десяти метрах от кафе. Как дочь могла не знать о прекрасном хобби своего отца — бог весть. Впрочем, его увлечение музыкой никак себя не оправдывает в дальнейшем. Есть вставной номер — соло на гитаре, на этом повествование обрывается. А мы с вами перемещаемся в пшеничное поле, где красиво любовным утехам предаются два одиноких фельдшера. Наконец, в третьей локации — станция «Лесное» — на лавочке развивается история отношений закомплексованного программиста Макса (Эрик Абрамович) и витальной провинциалки Маши (Любовь Клок). Их роман начинается смешно и нелепо: сидит на полустанке в глуши впавший в депрессию программист, и вдруг из лесу выходит прекрасная селянка — вся в белом, и бусики у нее такие еще сочные. Их роман набирает скорость, как несмазанная телега: «Дай телефон!» — «Не дам!» — «Мне позвонить надо!» — «Но только один звонок!» Ох. Надо сказать, что айтишник Макс в исполнении Эрика Абрамовича — самое светлое пятно в фильме и большая моя надежда: на его лице на крупных планах читались живые интересные реакции. Но, увы, все хорошее погибает под колесами поезда, который мы так в фильме и не увидим. Зато, как всегда, в лентах Саши Бутор вдоволь насмотримся красивых планов с бабочками, травинками, леском и каждым колоском. В финале герой Жбанкова скажет: «Да, я останусь с тобой в этой глуши, рядовым фельдшером. Без перспектив. Я люблю тебя». Зал засмеется и заплачет.


Cо звуком — полная катастрофа, 40 процентов реплик экранных героев расслышать невозможно. Но даже это не главное. Снимали на карманную камеру — пусть, кино на палочке — это сейчас модно. Был маленький бюджет — ладно, сейчас денег ни у кого нет, тоже объяснимо. В картине заняты непрофессионалы — и это поправимо, научатся. Но совершенно невозможно понять, для чего снимать такой фильм? Что это за история? Как у меня должно болеть и где, когда два мямлящих подростка по причине своей глупости три раза вызывают «скорую» на станцию «Лесное» и три (!) раза ее отменяют! Режиссер Александра Бутор свой замысел объясняет так: ей всегда хотелось самой пройти весь путь до конца, от сценария до проката, не зависеть от воли студии, продюсерского диктата и прочих «флажков». Сейчас, когда все ограничители с художницы сняты, мы видим, что она попала в безвоздушное пространство собственного гения, вакуум, куда простым зрителям, влюбленным в кино, вход воспрещен. Картина рекомендуется к просмотру друзьям, знакомым, друзьям друзей, ученикам киношколы, где преподает Саша Бутор, но выходить с таким произведением в широкий прокат — это нужна очень большая смелость. За нее, наверное, зрители и аплодировали всей съемочной группе, когда на экран вылетели финальные титры.


vikisb@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter