Солдат вернется

Календарь и традиции

3 ноября — православная Димитриевская родительская суббота.


Именно в середине осени, после великих трудов, у крестьян освобождается немного времени, как говорится, для себя, а до того просто «адхланай гадзiны не было». На этот период приходятся богатые осенние свадьбы. А еще наступает пора осеннего призыва в армию. Проводы сыновей в солдатский строй — событие всегда волнующее и, что там скрывать, немного тревожное в жизни каждой семьи. Так происходит сейчас, так было и раньше. В сравнении с другими семейными традициями обряд проводов новобранца «у войска» появился довольно поздно. Только после присоединения белорусских земель к Российской империи была введена рекрутская повинность, и первый набор состоялся в 1794 году. Забирали на службу на целых 25 лет (!), причем определенных возрастных требований не существовало, под армейский каток попадали как семнадцатилетние мальчишки, так и взрослые семейные мужики. Общее число рекрутированных обычно определялось так: на тысячу душ призывались примерно 4 — 6 человек. И чаще всего недобрый жребий выпадал кому–то из очень бедных семей, как говорится, «адзiнаму сыну ўдавы». В 1874 году была введена общая воинская повинность, и время службы сократилось до 5 лет.


То, как проводились проводы, во многом зависело от местных традиций, а поскольку сложился обряд довольно поздно, в нем соединились элементы из других семейных обрядов. Основное действо было направлено на «защиту» новобранца. Ведь он жил вполне беззаботно в родительском доме, а теперь ему предстояла не только кардинальная смена обстановки, но и серьезные физические и психологические нагрузки. Поэтому на Могилевщине новобранца традиционно сажают под иконами рядом с родителями и крестными. По одну сторону стола располагается старшее поколение, по другую — молодежь. В поставленном на стол «бохане» хлеба зажигается свеча, будущего солдата обвязывают рушником, на шею вешают маленький образок с просьбой о том, чтобы армейская служба прошла хорошо и парень вернулся домой живым и невредимым. Выпивается первая «чарка». Затем крестная мать ставит на стол тарелку, накрытую домотканой салфеткой, и каждый из присутствующих поочередно, по старшинству высказывает свои пожелания и одаривает деньгами (которые кладут в эту тарелку) или какими–то предметами, вещами, необходимыми во время службы. Тут отметим сходство с делением каравая на свадьбе. Любимая девушка новобранца обязательно дарила ему платок, который трогательно хранился у солдата под гимнастеркой и тоже работал как оберег в трудную минуту.


В южных регионах Минщины парню–призывнику перед выходом из родного дома давали трижды откусить от «бохана» хлеба, сестра или кто–то из родных женщин отрывали от его рубашки пуговицу, а затем уже за порогом парень оставлял свой след ноги на специально насыпанном желтом песочке. Этот недоеденный хлеб, пуговица и собранный в «зрэбную хусцiнку» след бережно хранились под «абразамi» до окончания военной службы и должны были всячески «спрыяць» солдату, они как бы ждали его, привязывали к дому. В некоторых регионах будущий солдат не выходил из дому через дверь, а вылезал через боковое окно, как бы стараясь перехитрить всякие недобрые силы, которые могут поджидать его на пути (и здесь прослеживаются элементы из свадебной обрядности).


Сон в руку


Солдат приснился — возможна размолвка и даже ссора.


Хлеб держать в руке, есть хлеб — ждите прибыль в хозяйстве.


Окно распахнутое — будет вам подарок, удачное приобретение.


Одаривать кого–то — к добру.


Пожилые, «старэнькiя» люди — неожиданная помощь, деньги.


Ехать верхом — впереди у вас честь и слава.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter