Сокровища Антарктиды. Как работается полярникам на этом загадочном континенте, где бушуют мощнейшие ветры и бьют рекорды морозы.

Участники белорусской полярной экспедиции вернулись из Антарктиды на родину не с пустыми руками. Работа полярника – очень тяжелый труд. Обычная температура воздуха для внутренних районов Антарктиды – минус 70 градусов. Высота ледяного купола над уровнем моря в центре континента – около 4 тысяч метров. Там человеку сложно находиться даже короткое время. В 1988 году на станции “Ленинградская” был установлен метеорологический рекорд по силе ветра – 78 метров в секунду. Подобный ветер срывает с места 20-тонные емкости с горючим, как спичечные коробки. Порывы же ветра 35–40 метров в секунду – вполне обычное и даже частое явление. Ко всему прочему прибавляется морально-психологическое давление. У некоторых не выдерживают нервы...

Участники белорусской полярной экспедиции вернулись из Антарктиды на родину не с пустыми руками. Работа полярника – очень тяжелый труд. Обычная температура воздуха для внутренних районов Антарктиды – минус 70 градусов. Высота ледяного купола над уровнем моря в центре континента – около 4 тысяч метров. Там человеку сложно находиться даже короткое время. В 1988 году на станции “Ленинградская” был установлен метеорологический рекорд по силе ветра – 78 метров в секунду. Подобный ветер срывает с места 20-тонные емкости с горючим, как спичечные коробки. Порывы же ветра 35–40 метров в секунду – вполне обычное и даже частое явление. Ко всему прочему прибавляется морально-психологическое давление. У некоторых не выдерживают нервы...

Вернувшиеся недавно из организованной Минприроды и НАН Беларуси экспедиции белорусские полярники испытали все тяготы работы в Антарктике на собственном опыте. И если львиная доля собранных ими на ледяном материке научных материалов еще несколько месяцев проведет в пути к Беларуси, то впечатления и выводы по результатам путешествия исследователи захватили с собой.

Отсутствие себе дороже

По словам руководителя антарктической экспедиции, заместителя начальника Республиканского центра полярных исследований Алексея Гайдашова, в прошлом году из-за ряда причин экспедиция не состоялась, образовался своеобразный “провал” в исследованиях. Беларусь же, взявшись за изучение Антарктиды, тем самым возложила на себя определенные обязательства перед мировым сообществом. Постоянное присутствие белорусских исследовательских групп на Южном полюсе необходимо для того, чтобы наша страна смогла стать консультативной стороной Договора об Антарктике, подписанного в 1959 году и объединяющего сегодня 48 стран мира, и получила возможность принимать активное участие в решении важных вопросов, связанных с этим континентом.
Долгое отсутствие полярников сказалось на состоянии законсервированного полевого лагеря возле горы Вечерней. “Железо” на базах требует постоянного присмотра. Не только белорусы, но и россияне, которые также пропустили сезон на станции “Молодежная”, в полной мере осознали этот факт. Белорусский лагерь ощутимо пострадал от натиска стихии. Например, одно из зданий ветер буквально “раздел”, сорвав всю обшивку и “похитив” содержимое. Российская станция пострадала значительно больше. Алексей Гайдашов — полярник опытный, участвовал в экспедициях еще при Советском Союзе, но такого не видел.
— Увиденное на станции “Молодежная” было для меня настоящим шоком. Стихия обрушилась на базу с небывалой силой. Металлические емкости объемом в тысячи кубических метров напоминали пустые консервные банки, по которым гусеницами проехал танк. Из помещений выдавило окна, сорвало двери, линии электропередачи были оборваны. А сама станция практически полностью погребена под снегом.

Люди, люди...

Приведя в подарок свой лагерь и восстановив в нем оборудование, а также оказав помощь российским коллегам, белорусские полярники приступили к исследованиям. На борту научно-экспедиционного судна “Академик Федоров” они отправились вдоль побережья восточной Антарктиды, где проводили мониторинг озонового слоя в прибрежной зоне Антарктического континента, а также биологические и гидробиологические исследования. Инженер-эколог центра полярных исследований Юрий Гигиняк работал в основном на борту: наблюдал за китообразными, ластоногими, проводил заборы проб воды, изредка лишайников и мхов. Алексей Гайдашов больше месяца пробыл на континенте. Проводил комплексные физико-географические исследования по десяткам маршрутов, во время которых отобрал сотни образцов природного материала для дальнейшего изучения.
По словам Алексея, работа полярника — труд неимоверно тяжелый. К экстремальным погодным условиям прибавляется психологическая нагрузка. К сожалению, и гибель людей в Антарктиде не снижается. Каждый год ледовый материк собирает скорбную дань. В частности, в этом сезоне погиб участник уругвайской полярной экспедиции. Вездеход, на котором он передвигался, провалился в трещину, откуда достать его пока не смогли.
Во время нынешней экспедиции и Алексею Гайдашову довелось спасти человека. Работая в береговой зоне, на российской станции “Прогресс”, он проводил физико-географический маршрут. В нескольких километрах от станции, следуя к контрольной точке маршрута, белорусский полярник услышал стон, а потом обнаружил лежащего за камнем человека. Оказалось, работник базы, не поставив в известность коллег, вышел на прогулку, поскользнулся, ударился головой. То, что Гайдашов оказался именно в этом месте и в нужное время, было чистой случайностью.

Не праздный интерес

Представители каждой страны, участвующей в исследовании Антарктики, стараются ежегодно бывать на станциях базирования. Это необходимо не только с точки зрения сохранности оборудования, но и науки.
— Любая страна приходит на ледовый континент для того, чтобы обозначить свое присутствие, — говорит Алексей Гайдашов. — Хотя сейчас Антарктида является своеобразным мировым заповедником, в котором запрещена добыча биоресурсов и полезных ископаемых, однако придет день, когда заинтересованные стороны станут делить материк, как пирог. И при этом приоритет будет иметь та страна, которая больше всех “засветилась” на материке, внесла наибольший вклад в его изучение. За полвека исследований в Антарктиде побывало более 150 белорусских полярников. Они участвовали во всех союзных экспедициях на Южный полюс начиная с первой в 1956 году. Развал СССР притормозил для белорусов эту работу, но уже в 1999 году 14 наших соотечественников приняли участие в международной антарктической экспедиции “Навстречу XXI веку” и испытали на “макушке” планеты пневмовездеходы белорусского производства. В истории нашей страны были проведены и две отечественные экспедиции —  в 2007—2008 и в 2008—2009 годах. Так что белорусских специалистов на Южном полюсе узнают и уважают, и сейчас важно не потерять авторитет частыми “отлучками” с ледового континента.
Все собранные полярниками материалы будут доставлены в Беларусь только в мае. После их обработки и исследования можно будет говорить и о научных достижениях нынешней экспедиции. Но уже сегодня Гайдашов уверен: белорусские ученые откроют для себя много интересного.
— Ближе к лету результаты наших исследований станут известны. Они — своеобразные бонусы в получении нашей страной статуса консультативной стороны по Антарктиде. А это — право голоса в антарктическом сообществе, а значит, и право участия в принятии решений по поводу дальнейшей судьбы ледового континента.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter