Сохраненную «Павлинку» привезут в Молодечно

Одним из украшений Национального фестиваля белорусской песни и поэзии «Молодечно-2021» станет обновленная «Павлинка». 


– Мы ждем театралов у нас во дворце 12 июня, – сказала мне директор Дворца культуры города Молодечно Светлана Сороко.

Легендарной купаловской «Павлинке» 23 мая исполнилось 77 лет. Спектакль, поставленный в эвакуации в Томске, полюбился и зрителям, и актерам, которые бережно передавали его из поколения в поколение. Практически каждый сезон Купаловского театра открывался этим бессмертным творением режиссера Льва Литвинова. «Павлинкой» театр открылся в 2013 году после масштабной реставрации. И именно с нее началось возрождение коллектива после событий 2020 года. 

– «Павлинка» – моя очень старая знакомая. Вы даже не представляете, какая давняя! – рассказывает бывший заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко– Будучи студентом консерватории, я играл в оркестре Купаловского театра. Мы исполняли музыку к «Павлинке», которую написал Тикоцкий, и в 1965 году возили ее вместе с театром на гастроли в Киев. Показывали ее на Киевском телевидении. Пана Быковского играл Здислав Стомма, остальные роли – Глеб Глебов, Владимир Дедюшко, Вера Полло, Лидия Ржецкая и, мне кажется, Алла Долгая. Немудрено, что с таким убийственным составом белорусы положили на лопатки киевскую публику. Успех был ошеломляющий.

И как же смотрится возрожденная «Павлинка» на этом грандиозном фоне?

– Я, честно говоря, очень порадовался, когда ее увидел, – говорит Владимир Петрович. – «Павлинку» сохранили так, как во время Великой Отечественной войны сохраняли самые дорогие реликвии. И этот сохраненный спектакль – живое подтверждение того, что Купаловский театр – это театр бессмертный. Молодые люди – участники этого спектакля – играли так, как не играли бы ни на одной сцене мира. Они буквально заразились Купаловским театром, и через них Купаловский театр провозглашает, что он жив и будет развиваться, что у него есть будущее.


Спрашиваю, есть ли разница между «Павлинкой» классической и «Павлинкой» возрожденной.

– Редакция одна и та же, – отвечает Владимир Рылатко, — но в эту постановку все время что-то привносится. Она изначально была импровизационной. Мы заблуждаемся, если думаем, что Глебов, Дедюшко или Стомма с абсолютной точностью выполняли поставленные режиссером мизансцены и произносили написанные фразы. Нет, они их разыгрывали, как фугу Баха! И персонажи очень отличались в зависимости от того, кто их играл, но Яким всегда был симпатичный, а Павлинка – звонкая и певучая. У нынешней исполнительницы Анастасии Воронковой очень хороший голос, она очень чисто поет, и это замечательно.

Конечно же, время идет, и спектакль в чем-то изменился.

– Как говорил Герцен, театр – это парламент литературы, а парламент не избирается сегодня на сто лет вперед. Театр сегодняшний, потому что все его работники – это современные люди, которые приходят туда из современной жизни и привносят свое современное ощущение. 

Но, как утверждает Владимир Рылатко, есть вещи, которые ни в коем случае не должны уходить из «Павлинки».

– Не должна уходить поэтичность. Почему? Да потому, что люди, представленные на сцене, – это именно те золотые деревенские люди, которые сохраняли у себя очень высокий уровень культуры. Вам кажется, что в городе этот уровень повыше? Ничего подобного! Путешественник Миклухо-Маклай как-то сказал, что у папуасов уровень культуры значительно выше, чем у английских джентльменов, потому что уровень культуры он оценивал уровнем гуманизма, взаимоуважения людей. Гуманизм и взаимоуважение – ментальная черта белорусов, недаром и евреи, и греки, и болгары, и староверы находили здесь приют, и этот флер непременно должен проступать в «Павлинке». 


И еще одна важнейшая черта – теплота. 

– Если вы посидите в зрительном зале, – говорит Владимир Рылатко, – вы уйдете слегка пьяные, хорошо накормленные и обогретые. 

Эту атмосферу человеческой теплоты и радушия театр через несколько дней привезет с собой в Молодечно. 

Фото Купаловского театра
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter