Соберемся... на последний сбор

Из 1.
Из 1.800 человек личного состава соединени почти треть составляли белорусы

В середине марта 1944 года в село Великий Рожан (ныне Солигорский район) вошло крупное партизанское соединение. Немало повидавшие за годы военного лихолетья рожанцы с интересом и опаской смотрели на конных и пеших, вооруженных до зубов "незнаемых партызанау", на длинный, из сотен повозок обоз, где почти на каждой лежал раненый боец.

Это была 1-я Украинская партизанская дивизия имени дважды Героя Советского Союза С.А.Ковпака. Командовал ею Герой Советского Союза генерал-майор П.П.Вершигора.

Завершив боевое задание командования на территории Польши - "Польский рейд" на Сан и Вислу, украинское партизанское соединение вернулось на землю родной сестры-партизанки Беларуси. (Отсюда, с Белорусского Полесья, оно и выступило в декабре 1943 г.)

Более двух месяцев на лесных аэродромах Полесской партизанской зоны, которую возглавлял В.З.Корж, садились по ночам самолеты с "большой земли". Они доставляли боеприпасы, оружие, медикаменты, различное военное снаряжение и даже почту - газеты, письма. В обратный путь забирали раненых.

Соединение интенсивно пополнялось добровольцами из местного населения. К новоприбывшим примкнуло немало местных партизан. Делалось это, следует сказать, не без риска, ибо, попадись такой примкнувший, а по сути, перебежчик-дезертир, обратно к своим, не миновать ему примерного наказания. Тем не менее рисковали. Ради главной цели - крепче бить ненавистного врага. (Так и автор этих строк из белорусского партизана-"тихомировца" превратился в украинского ковпаковца, за что и был отмечен по прежнему месту приписки как дезертир, о чем сам видел отметку в архивных документах.)

В соединении ковпаковцев в тот период шла подготовка к новому рейду. Он был у всех на языке и на слуху. Куда и когда - это являлось тайной. Но команду "Вперед!" ожидали со дня на день. Она поступила под вечер 23 июня.

Начало рейда совпало с началом известной фронтовой операции "Багратион". В ходе сражений партизанскому соединению ковпаковцев предстояло рейдировать в отступающих тылах группы армий "Центр" и тем самым способствовать наступлению советских войск.

Конец июня и почти весь июль 44-го 1-я УПД провела в непрерывных маршах и боях. Из района Ганцевичей на Синявку, мимо Столбцов, через Мир, Турец и далее по Налибокской пуще к Щорсам и к Новогрудку. Потом по рекам Щаре и Неману (его пришлось форсировать туда-сюда много раз, потому прифронтовой этот рейд получил название "Неманский"). От Мостов и Слонима - к Гродно. Наше "солдатское радио" уже извещало: "Идем через Литву в Восточную Пруссию". Только что-то, видимо, не сложилось и произошел поворот к Белостоку и Бяльску, а потом на юг, на Брестчину, к государственной границе. И была команда: "Готовиться к форсированию Буга". Снова пойдем в Польшу, по тылам гитлеровцев.

Помню, дважды подходили мы к широкой пойме Буга. Однажды, когда наш 2-й полк, которым командовал Герой Советского Союза Кульбака, вышел к Бугу, но еще находился в прибрежном лесу, появилась "рама", немецкий двухмоторный (и двухфюзеляжный) самолет-корректировщик. Он пролетел над нашей колонной-обозом не выше сотни метров. Мы отлично видели летчиков в средней "гондоле", а они поглядывали на нас. И я не сомневаюсь, что будь дана команда "Огонь!", то свинцовый шквал из сотен стволов приземлил бы непременно гитлеровских асов. Только не было дано такой команды. Скорее всего фашистские летчики передали по радио в свои "верха", что видят большой обоз, вооруженных людей, одетых в разную форму (и без формы), выходящих в западном направлении.

Возможно, мы были приняты за уносящих ноги полицаев и прочую шушеру, что предала свой народ и Родину, пойдя на службу к оккупантам, а теперь бежала с ними.

То были последние дни Неманского рейда. Остался в памяти знойно-жаркий июль и 1.100 километров боевого пути на белорусской нашей земле; марши в "зигзагах" и "каруселях" по гитлеровским тылам...

В журнале "Исторический архив" Академии наук СССР N 3 за 1961 год опубликованы данные результатов Неманского прифронтового рейда.

Цифр много, а потому можно ограничиться лишь некоторыми

: - уничтожено 2.360 гитлеровцев;

- подбито более 120 единиц различной боевой техники, из них танков - 27, бронемашин - 7; захвачено и передано советским войскам 3 железнодорожных эшелона с военным имуществом, более 13 тысяч единиц различного стрелкового вооружения, великое множество патронов, гранат, мин, снарядов и других боеприпасов.

В ходе почти 30-дневного рейда соединение провело 90 боев, засад, вылазок и других боевых операций.

И уж совсем неожиданным откровением явилась для меня реальная численность нашего соединения: всего в Неманском рейде приняло участие около 1.800 человек. По сути, не дивизия, а полк. И такие вот достойные боевые успехи.

Вот только остался вроде как забытый последний этот заключительный рейд партизан-ковпаковцев. Не собирались, не отмечали боевые побратимы "Неманский-прифронтовой".

Были очень памятные и хорошо организованные встречи в честь юбилеев Карпатского, Польского рейдов. Проходили они и на украинской, и на белорусской земле. Неоднократно в Путивле и Глухове - в местах, где в окрестных лесах был создан небольшой отряд патриотов, возглавляемый Сидором Артемьевичем Ковпаком. (То было начало начал 1-й УПД.)

Не раз выезжали ковпаковцы в Карпаты, в места, особо памятные ветеранам.

Проходили прекрасно организованные мероприятия в честь главных командиров. На Полтавщине, в селе Котельва, широко было отмечено 100-летие легендарного партизанского Деда. Вдоль всей улицы, на которой стоит дом, в котором родился и рос С.А.Ковпак, котельвинцы выставили праздничные столы с яствами и питьем. Всей громадой привечали они многочисленных гостей.

В Молдавии, на родине П.П.Вершигоры, была отдана достойная дань памяти другому комдиву 1-й Украинской, столь же легендарному Бороде.

Не единожды привечала ветеранов-ковпаковцев и белорусская земля. С подлинно родственным радушием принимали их Наровля, Лельчицы, Житковщина. Навсегда осталась в памяти встреча, которая состоялась в поселке Червоное летом 1988 года. Тогда по приглашениям оргкомитета Житковичского и Лельчицкого районов к озеру Червоное прибыло около 200 гостей. Приехали не только сами бывшие бойцы-партизаны, но и члены их семей: дети, внуки. Собрались же, чтобы отметить 45-летие Карпатского рейда. Зимой в начале 1943 года мощный партизанский отряд, возглавляемый Ковпаком, разбил несколько вражеских гарнизонов в Полесье (в том числе и в Лельчицах). На льду озера Червоного (в народе Князь-озеро) партизаны расчистили посадочную площадку и стали принимать самолеты с "большой земли". Пополнившись оружием и боеприпасами, включив в свои ряды не одну сотню добровольцев-белорусов, соединение тронулось на запад. Так было положено начало знаменитому походу в Карпаты. А сегодня имеется и точно обозначенное место, откуда зачинался Карпатский рейд. В небольшом урочище Остров в полутора километрах от села Милошевичи Лельчицкого района установлен памятный камень с мемориальной доской. В сентябре минувшего года Милошевичский сельисполком (председатель Галина Гавриловец) при поддержке лельчицких районных властей организовал встречу бывших участников-партизан. Состоялся настоящий праздник с целым рядом интересных мероприятий (официальное открытие мемориального знака, дань памяти захоронениям погибших партизан, большой концерт художественной самодеятельности, танцы на открытом воздухе, традиционная партизанская каша (угощение добрым обедом).

Вот только очень немногих бывших участников-партизан удалось собрать - менее десятка. Принимала Беларусь бывших партизан-ковпаковцев и на Брестчине, в честь Польского рейда. В той части нашей республики (Каменец, Береза, Белоозерск, Мотоль и другие населенные пункты), куда вырвалось из-за Буга соединение, возвращаясь с Сана и Вислы. Несколько регулярных армейских частей бросили тогда гитлеровцы, чтобы окружить, отрезать партизан, уничтожить их на выходе из Польши. Не вышло! Провалились фашистские замыслы.

Приютила, прикрыла, защитила Беларусь-партизанка братьев по оружию, оказала им всемерную помощь и поддержку.

И ведь из 1.800 человек личного состава соединения добрую треть составляли белорусы. Они показали себя достойными воинами, идя плечом к плечу с украинцами, русскими, татарами, евреями, грузинами, армянами, казахами, молдаванами, поляками, чехами, словаками и другими боевыми побратимами 40 национальностей, которые официально значатся в списках личного состава 1-й УПД.

Не выпало почему-то участникам 1.100-километрового боевого Неманского собраться и вспомнить раскаленный июль 44-го, воскресить былое, пройденное да помянуть товарищей своих, что остались живыми в памяти, но не дошли с нами до этого дня. Потому, думается, сегодня есть возможность попытаться что-либо предпринять. И быть может, именно белорусам следует проявить инициативу накануне 60-летия освобождения нашей республики от фашистских захватчиков. И просигналить: "Сбор!" бывшим партизанам-ковпаковцам. Да, пожалуй, не только ковпаковцам, но и сабуровцам и федоровцам (А.Н.Сабуров, А.Ф.Федоров - командиры партизанских украинских соединений, действовавших на территории Беларуси). Но есть еще и латышские, литовские партизанские отряды П.П.Пранявичуса, В.П.Самсона.

Как было бы уместно (на мой взгляд) собрать бывших партизан-ковпаковцев. Прежде всего тех, кто живет в Беларуси. Их совсем немного уже осталось в Минске, к примеру, сегодня только двое: Лидия Степановна Ядченко (Бондаренко) да автор этих строк. А ведь было около десяти.

В г. Ельске живет Сергей Титович Новиков, председатель Совета бывших партизан-ковпаковцев в Беларуси. У него имеются данные о ныне еще живущих участниках Неманского рейда (сегодня вряд ли из них соберешь полнокровное боевое отделение).

В Москве живет наш последний Герой Советского Союза (а их было в 1-й УПД на момент окончания Великой Отечественной 11 человек, Героев) Петр Евсеевич Брайко. Командир 3-го полка 1-й УПД. У него наверняка есть данные об оставшихся на сегодняшний день бывших бойцах-соратниках, живущих в России. (Адрес и телефон П.Е.Брайко мне известен.)

В комиссии по делам бывших партизан при Верховной Раде Украины, в Совете ветеранов 1-й УПД имеются данные, по которым возможно определить реальных участников встречи, если ее будет решено организовать. Их, понятно, сегодня окажется совсем немного. Еще меньше тех, кто сможет принять приглашение и поучаствовать. Но можно еще собрать хотя бы небольшую группу, "зафрахтовать" автобус да проехать маршрутом Неманского рейда, посетить основные его вехи, встретиться с местными старожилами, кто еще, возможно, помнит июль 1944 года и ковпаковцев. Встретиться, повспоминать и еще раз низко поклониться им, людям нашим, что были хотя и безоружными, но тоже бойцами, за великую - до самопожертвования - безоглядную поддержку, которую они оказывали нам, партизанам, в общей борьбе против захватчиков.

Как хорошо вписалась бы такая встреча в общий план мероприятий по случаю празднования 60-летия освобождения нашей республики от гитлеровских оккупантов. Сбор бывших партизан-ковпаковцев на белорусской земле. Последний общий сбор!

Леонид БУЛАТ, бывший боец 12-й партизанской бригады им. Сталина, бывший боец 4-го батальона 2-го полка 1-й Украинской партизанской дивизии им. С.А.Ковпака.

Минск.

P.S. Недавно звонил из Москвы Петр Евсеевич Брайко, бывший "комполка-3", Герой Советского Союза. Поделился своими планами: в порядке личной инициативы приехать на Брестчину, посетить памятные места Неманского рейда. Петр Евсеевич - писатель. Написал несколько книг. Я знаю, что у него имеются старые боевые топокарты по Неманскому рейду. Сегодня он, пожалуй, один из немногих, кто владеет достоверной информацией того периода.

Совершенно точно знаю, что Брайко был представлен к награждению второй Звездой Героя за Неманский рейд. Награду он не получил, как не получили своих наград более 800 человек бойцов, представленных к ним в августе 1944 года.

За Неманский рейд ни один человек не был награжден.

А суть такова, что на последней стадии, когда наградные листы были предъявлены на подпись зампреду Верховного Совета Украины С.А.Ковпаку, он не подписал сопроводительные документы.

Наградные листы и сегодня лежат под сукном.

По этому поводу я имею на руках документальное подтверждение из бывшего Института истории партии Украины. Таков вот трудный результат, итог боевого и весьма успешного последнего рейда ковпаковцев по Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter