Колледжи ставят на креатив, стараясь привлечь абитуриентов

Со своим подходом

Программист, веб–дизайнер, юрист... Примерно так выглядит список профессий, в которых родители хотят видеть своих детей. А о чем мечтают сами школьники? И готовы ли связать свою жизнь с куда более приземленными занятиями вроде штукатура, повара или парикмахера? Эти вопросы особенно волнуют колледжи, в которых готовят по востребованным сегодня на рынке рабочим специальностям. И ведь многие понимают: современного подростка не увлечешь скучными презентациями о профессиональных перспективах и оборудовании учебных лабораторий. Надо искать новые подходы. Но ищут ли? За ответом на этот вопрос корреспонденты «СБ» отправились на образовательную выставку под многообещающим названием «Правильный профессиональный выбор — уверенное будущее молодого поколения!».

С кисточкой и красками работают не только художники.

C кисточкой и красками в руках проходит рабочий день не только у художников. Комментарии удивленных школьников на эту тему то и дело звучат у стенда, где презентуют профессию штукатура. Казалось бы, ну о каком творчестве можно говорить, когда фронт работы — стены обычной квартиры? Но нет, ребята из молодечненского колледжа и сами увлеклись работой с декоративной штукатуркой, и потенциальных абитуриентов заинтересовали.

— Разве штукатуру нужен такой навык? — спрашиваем, наблюдая за цветным преображением причудливых узоров на штукатурке.

— Конечно! — рекламирует популярное направление мастер производственного обучения Светлана Сенько. — Декоративная штукатурка сегодня востребована не только во дворцах культуры и холлах, но и в обычных квартирах. Например, на кухне часто заказывают сделать такую стену. Удовольствие, конечно, дорогое, но долговечное, до 10 лет будет глаз радовать, если специальным лаком покрыть.



Возможность увидеть хитрости производства и самому внести какой–то штрих в создание продукта лучше любых лекций и буклетов действует на современных ребят. Будь то сфера ИТ–технологий, кулинария или строительство. Вот и на выставке, прогуливаясь от стенда к стенду, замечаем, что школьники охотно останавливаются именно там, где им предлагают не просто понаблюдать, а прикоснуться к магии будущей профессии. Например, поуправлять картинкой на дисплее компьютера или сделать хотя бы один лепесток для цветка на торте. Несколько ребят задумались и о прелестях работы маляра–штукатура, наблюдая за ловкими движениями кисточкой по стеклу Саши Ласточкина из могилевского колледжа. Парень аккуратно выводит цветные загогулины, и с каждым мазком яркой краски витраж все больше напоминает произведение искусства.

Цветы из овощей для каждого могут стать делом жизни.

— Если не в работе, так в хозяйстве точно умение пригодится, — замечает кто–то из наблюдателей. Да уж, не поспоришь...

Еще одно востребованное сегодня направление — мастер–классы. Попробует школьник освоить радиоуправляемую модель автомобиля или пройдет все шаги обустройства туристического лагеря (от сбора рюкзака до перехода заболоченного участка по жердям) — глядишь, и определился с увлечением, которое имеет шанс перерасти в дело жизни. Сами старшеклассники признаются, что им особенно интересны всевозможные деловые игры и бизнес–марафоны. Почему? Говорят, помогают почувствовать себя на шаг ближе к собственному делу. Например, к своей парикмахерской или маленькой кондитерской, о чем мечтают у нас немало молодых людей. Европейская, между прочим, тенденция.

Мастер-класс для шахматистов может быть и таким.

И все же на такую интерактивную работу у нас готовы немногие учебные заведения. Большинство по–прежнему делают ставку на старые методики, которые работают разве что на бумаге. Ну какого школьника заинтересует выступление агитбригады с песнями и танцами? И многие ли будут внимательно читать скучный буклет? Тут уж лучше профориентационные игры или модные сейчас квесты предложить, сделать тест на компьютере, который покажет совместимость с профессией, или хотя бы заманить подростков модным сегодня понятием «профессиональные кейсы» (это когда учат на реальных ситуациях, на жизненных примерах). Более того, немало колледжей уверены: абитуриентов и не нужно зазывать, ведь у нас и так, мол, названия специальностей стильные и современные. И если для одних, например, для мехатроники или логистики, это действительно, видимо, сработает, то для других подобная самонадеянность может и боком выйти в грядущую вступительную кампанию. И что, придется ждать лишь тех абитуриентов, кто потерял последнюю надежду попасть в ряды студентов вузов?

Вопрос ребром

Кем хотят быть сами школьники?


Ответ мы нашли у стенда Республиканского института профессионального образования. Здесь решили не гадать, а напрямую спросить у пришедших на выставку старшеклассников, что они ищут. Опрос показал, что все же большинство ребят собираются поступать в университет. Тут дело и в стереотипном престиже, и в желании родителей не оставить чадо без высшего образования, и в опыте старших друзей. Хотя рынок труда диктует свои условия: на бюджет в этом году отведено примерно поровну мест для вузов, ссузов и профтехобразования... А вот с профессиями получилась любопытная палитра вариантов — от строителя до переводчика. Оказались среди опрошенных и те, кто метит в авиадиспетчеры и почтальоны. Девчонки из минской школы № 145 искали стенд медицинских колледжей, а школьница Камила призналась, что хочет стать судмедэкспертом, теперь вот ищет себе учебное заведение...

pasiyak@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter