Могилевские коммунальщики и неплательщики за услуги ЖКХ: кто выйдет победителем?

Со счета уже сбились

Долги за коммуналку — тема не новая. Они появились одновременно с самим коммунальным жильем, что подтверждают и исторические хроники. С неплательщиков спрашивали всегда, но в последнее время эта борьба стала особенно острой. Ведь каждый недополученный от жильцов рубль — дополнительная помеха развитию ЖКХ и повышению качества его услуг. Могилевские коммунальщики используют тысячу и один метод взыскания денег с должников. Насколько они эффективны и чем рискуют неплательщики в ближайшей и долгосрочной перспективах? Корреспондент «Р» попыталась разобраться в проблеме.

Фото Анны Вяжевич

Кто стучится в дверь ко мне?

Вечер. Улица. Фонарь. И даже аптека, неподалеку от которой и собирается наша ударная группа: сотрудники могилевского расчетно-кассового центра № 3, Горводоканала, предприятия теплоэнергетики. Мужчина только один — электрик ЖЭУ № 6 Владимир Васильев. Навестить предстоит больше десятка квартир, хозяева которых серьезно задолжали за коммунальные услуги. Специалист по расчетам РКЦ Марина Парфенова поясняет:

— В основном речь идет о тех людях, которые не платили по счетам два месяца и более. Для начала мы напоминаем о долгах по телефонам, рассылаем СМС. Если реакции нет, приходится прибегать к более радикальным методам.

Один из них — отключение электричества. Братьям Мальцевым, которые живут на улице Сурганова, его уже отключили. Но Владимир Васильев неожиданно обнаружил: кто-то самопалом пытался вновь вернуть свет в квартиру.

— У меня в электрощитках всегда порядок. А здесь — вы только посмотрите! — лишние провода, к тому же перепутанные, — так, констатировал электрик, и до короткого замыкания недалеко. 

Давно разменявшие пятый десяток хозяева на звонок в двери не отреагировали. Соседи пояснили: в последний раз одного из братьев видели еще в январе. А второй не появлялся здесь около года. За коммунальные услуги у них набежало более 385 рублей. И это без пени!

Должники не спешили открывать свои двери.

С рюкзачком в неизвестность

В пятиэтажке напротив еще одна «нехорошая» квартира. Родители и их взрослый сын не рассчитывались за коммуналку три месяца, задолжав почти пятьсот рублей. Трудится в семье только жена и мама, а ее муж и давно совершеннолетний «ребенок» — безработные. Одной зарплаты на все не хватает, потому счета и попали в перечень необязательных расходов? Ответ узнать не удалось: здесь тоже дома никого не оказалось. В итоге доступа к электроэнергии лишили и эту квартиру. Возможно, этот факт заставит наконец хозяев пересмотреть свои приоритеты и найти деньги на оплату полученных услуг. 

От света были отключены сразу несколько квартир.
…Всего электричество в день рейда отключили в восьми квартирах. Пообщаться при этом удалось только с одним из хозяев, регулярно «забывающим» платить по счетам. Начальник РКЦ № 3 Наталья Куксарева призналась: многих должников сотрудники центра, можно сказать, знают в лицо:

— Нередко, получив письменное предупреждение об ответственности и последствиях, должники перестают открывать двери. Знают, что в следующий раз им могут перекрыть краны с водой. Случалось, что проявляли агрессию, и к таким гражданам приходилось наведываться уже в сопровождении милиции. 

Но накапливать долг бесконечно не получится — самые стойкие неплательщики в конечном итоге могут лишиться своих «квадратов». «Сорокалетний могилевчанин с улицы Орловского умудрился накопить долг (вместе с пеней) почти в 14 500 рублей. И на выселение отреагировал удивительным образом: взял рюкзак и ушел в неизвестном направлении», — поделилась наблюдениями Наталья Владимировна. Заведующая сектором по работе с задолженностью населения за жилищно-коммунальные услуги Могилевского центра городских информационных систем Екатерина Сорока уточнила:

— Всего в минувшем году подготовили 241 пакет документов на выселение. Для кого-то это стало сигналом, чтобы как-то изменить ситуацию. Но 35 человек в конечном итоге лишались жилья — в основном коммерческого или общежития. Есть примеры, когда люди теряли и приватизированные квартиры. 

И кнут, и пряник

Выселение, признала Екатерина Сорока, не самоцель. К такой мере прибегают в тех случаях, когда все иные способы призвать человека к совести не дали результата. А могилевские коммунальщики, к слову, применяют самые разные, в том числе неожиданные, инструменты воздействия на должников. «Кроме предупреждений и СМС это наклейки, напоминающие о возможности выселения. Делаем их сами на основе клеящейся ленты. Начали сотрудничать с прокуратурой. Эффект есть: люди, получив повестку и пообщавшись с помощниками прокурора, чаще всего находят деньги, чтобы рассчитаться за коммунальные услуги. Сегодня в Могилеве можно увидеть бигборды с призывом «Заплати за коммунальные услуги!». Подобная социальная реклама появляется и на электронных городских табло, — перечислила Екатерина Сорока. — И это еще не все. Информацию о наличии долга можем направить на работу, принудительно взыскать плату с пенсии. Реагируют должники и на действия судебных исполнителей — отключение интернета, опись имущества с дальнейшей его продажей с молотка, запрет на выезд за границу и так далее». В помощь коммунальщикам сегодня и соцсети: таким образом неплательщиков они находили в том числе и за границей.

Впрочем, в ход идет не только кнут. В Могилеве накоплен немалый опыт и иного подхода к диалогу с неплательщиками. Было дело, тем, кто жаловался на отсутствие работы и средств, давали возможность потрудиться на ремонте коммунальных объектов. Заработанные таким образом деньги шли на погашение коммунальных долгов. Покупка товаров в рассрочку в одном из хозмагов города, рекламная игра для дисциплинированных плательщиков — эти и другие способы поощрения стимулировали граждан к своевременным расчетам. 

Посильная статья расходов 

Но не всех. Общая сумма долга хотя и снижается, но не так заметно, как хотелось бы. Только в Могилеве он превысил 1,3 миллиона рублей, по области — 5 миллионов рублей. В целом по стране счет идет на десятки миллионов. Это деньги, которых предприятия недосчитываются за уже предоставленные коммунальные услуги. Татьяна Белясова, начальник отдела методологии бухгалтерского учета Минжилкомхоза, подчеркнула:

— Своевременно оплачивать коммунальные платежи — обязанность каждого из нас. Тем более что расчет за полученные услуги происходит с отсрочкой — возможность оплатить жировку у граждан есть до 25-го числа следующего месяца. К тем, кто игнорирует это правило, применяются серьезные меры ответственности. Самые злостные неплательщики рискуют потерять даже само жилье. Сегодня в каждом из регионов страны накоплен большой опыт работы с должниками, и это дает свои результаты. 

Тарифы на ЖКХ в стране в последнее время подросли. Тем не менее это вполне посильная статья расходов. Если человек оказался в затруднительной финансовой ситуации или имеет невысокий доход, государство выделяет субсидию. Впрочем, среди злостных должников конкретно бедных не так уж много. Более того, в этом списке есть и очень обеспеченные граждане. Дело в том, что своевременная оплата коммунальных услуг для них не в приоритете. Один из таких должников признался: оттягивает сроки платежей потому, что «все свободные деньги вложены в дело». И полученная от них выгода даже выше, чем пеня. Потому, мол, и откладывает расчеты до последнего момента.

КОМПЕТЕНТНО

Геннадий Каленов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси:

— К теме задолженности населения за ЖКУ в каждой стране свой подход. Скажем, в Грузии вообще нет такого понятия, как взыскание долгов. Если кто-то не платит по счетам, то и не платит. А в перечне самих услуг отсутствует, к примеру, горячее водоснабжение, нет отчислений на техобслуживание, капремонт. Что касается стран ЕС или Китая, то там все расчеты за коммунальные услуги производятся в виде аванса. Более того, в новостройках установлены депозитные приборы учета ресурсов. Человек вставляет специальную карточку (на ней должны быть деньги), и электромагнитный клапан открывается, идет поставка электроэнергии, воды, газа. Если деньги закончились, значит, и поставка ресурсов приостановится.

Есть варианты равномерных счетов на протяжении всего года. Их размеры высчитываются на основе потребления ресурсов в предыдущем году. В случае переплаты разницу возвращают потребителю. А если получился минус, значит, он доплачивает недостающую сумму. Но речь опять-таки идет об авансовой системе. Возможность внедрения предоплаты за ЖКУ обсуждается и в нашей стране. Разумеется, не все потребители примут такую систему с восторгом. Но с финансовой точки зрения у нее немало плюсов.

markova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter