Конкуренция подстегивает торговлю, заставляя мыслить совершенно иными категориями

Снижению цен рекомендовано ПМЖ

Конкуренция подстегивает торговлю,  заставляя мыслить совершенно иными категориями
Еще не так давно многие удивлялись, что в разных магазинах цены на одни и те же товары пусть и незначительно, но все же отличаются. Теперь каждому понятно: это — ценовая конкуренция. Такой ход в борьбе за кошелек покупателя используют практически все: от торговцев морковкой на рынках до солидных сетевых магазинов. Хотя размеры ценовой конкуренции порой минимальны и составляют доли процента, но не принимать ее во внимание было бы все-таки ошибочным.

Именно конкуренция подстегивает торговлю,  заставляя мыслить совершенно иными категориями. Известно: цены в гипермаркете будут несколько ниже, чем в магазинчике шаговой доступности, а качество обслуживания — все-таки повыше. Достигается это за счет того, что сети работают на рекламе и обороте: шире акции и скидки — больше посетителей, больше продаж — ниже цены. 

Сегодня в стране более  40 тысяч магазинов, и с каждым годом их количество увеличивается почти на тысячу. Расширяются и торговые площади самих магазинов — примерно на 10 процентов в год. Благодаря конкуренции рынок продуктов питания насыщен и перенасыщен. Хлеб, мясо, куриные яйца, молочные и мясные продукты, детское питание широко представлены на полках магазинов, причем по разным ценам. Эксперты уверены — их рост сдерживает конкуренция. 

Помнится, когда в январе из списка социально значимых товаров исключили все позиции, цены на которые регулировало государство, негативных прогнозов по поводу резкого всплеска стоимости товаров было немало. Не случилось.

«Сегодня цены реально отражают потребительский спрос», — сказал недавно министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович. «Работают нормальные рыночные механизмы. По индексу потребительских цен у нас в августе — 99 процентов. И если взять этот показатель с марта, то мы каждый месяц минусовали», — отметил министр.

И действительно, продукты питания и безалкогольные напитки в августе в целом подешевели на 0,6 процента по сравнению с июлем. Заметнее всего в августе упали цены на овощи — почти на треть. Фрукты тоже стали доступнее, снижение цены — на 4,6 процента. К примеру, виноград подешевел на 18,1 процента, бананы — на 10,3, яблоки — на 5,5. Цены на рыбу снизились почти на процент. В лидерах же по подорожанию среди продуктов оказались те, которые у нас не производятся: цитрусовые — на 10,9 процента и кофе растворимый  — на 2,8.

С одной стороны, цены на некоторые продукты упали в силу сезонности. Понятно, что в конце лета на рынке появляется свежий урожай овощей и фруктов, которые зачастую предлагают по более низким ценам. Зимой же традиционно мы видим повышение цен. 

Но самое главное, цены на некоторые товары и, кстати говоря, на услуги достигли потолка, поэтому магазины понемногу, но начинают снижать их. Конкуренция вынуждает либо понизить цены, но сохранить денежный поток, либо оставить все как есть, но потерять часть покупателей. В странах с рыночной экономикой цены меняются даже в течение дня в зависимости от спроса в основном в сторону понижения. Хочется, чтобы падение цен прижилось и в нашей стране.

Не секрет, что белорусы стараются покупать в основном отечественные продукты питания. И дело здесь не столько в патриотизме, сколько в том, что наше продовольствие качественнее и экологически более чистое по сравнению с импортным. Я бы добавила, что и наши непродовольственные товары уже могут посостязаться с заграничными. Но эксперты не устают повторять — импортная продукция способствует конкуренции. Кто же спорит? Однако, с моей точки зрения, есть одно «но». Зайдите в любой непродовольственный магазин и посмотрите не на ценники, а на производителя. Гвозди и топоры, инструменты и посуда, ткани и пластмассы, метелки и всевозможные пленки — все из-за рубежа.  В Министерстве  антимонопольного регулирования и торговли подчеркивают, что именно импорт позволяет быть конкурентным. И приводят пример: на рынке некоторое время не было гомельского мыла, а наш потребитель этого даже не заметил, потому что на прилавках было другое, импортное. Поэтому Владимир Колтович предупреждает и производителей, и торговлю, что поставки зарубежных товаров искусственно сдерживаться не будут. Это понятно, в конце концов, таков закон рынка. Но все-таки на прилавках  хотелось бы видеть больше белорусских товаров. В том числе гвоздей и мыла. Защита собственного производителя — приоритет номер один в любой развитой стране. И главное — это не мешает ни снижению цен, ни запросам покупателя.  

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter