Десять лет назад в Беларуси о такой профессии, как клипмейкер, знали считаные люди. Самые просвещенные, подумав, вспоминали несколько фамилий (Владимир Янковский, Игорь Пашкевич), которые обычному меломану ни о чем не говорили. Сегодня только ленивый не называет себя этим модным словом. По вольным подсчетам, производством клипов
в Беларуси занимается 30—40 человек. В прошлом году было снято около пятидесяти музыкальных видео, столько же появилось и за шесть месяцев этого года. Говорят, бум только начинается.
История белорусского клипмейкерства уходит в те времена, когда на БТ выходила передача «Двенадцать, или На ночь глядя». Тогда молодая ведущая Тамара Лисицкая каждую неделю представляла в эфире новое видео. Она же была и режиссером, и сценаристом. Помогал снимать ныне лучший телевизионный оператор Беларуси обладатель премии «Телевершина» Сергей Новиков. Благодаря им первые клипы появились у группы «Рублевая зона», Валика Гришко и многих других. То был 1994 год, малобюджетное видео. И о нем, впрочем, как и о нескольких ранее появившихся клипах некоторых рок-коллективов, сейчас мало кто помнит.
А уже пару лет спустя о клипмейкерстве заговорили как о серьезном производстве. Владимир Янковский вовсю снимал Ялинскую, Игорь Пашкевич подружился с «Ляписом Трубецким», Анатолий Вечер вплотную занялся рокерами. В последующие пять-шесть лет каждый из режиссеров сделал по полсотни и более клипов. А вскоре им начали наступать на пятки. Откуда появилось столько клипмейкеров?
— Снимать клипы сейчас модно. В белорусском
шоу-бизнесе наблюдается всплеск, — считает Владимир Максимков. – Много людей нынче желают стать популярными. А спрос рождает предложение: чем больше появляется артистов, тем больше и клипмейкеров.
У Анатолия Вечера другое мнение:
— Просто сегодня у каждого есть компьютер, на котором можно монтировать, и у многих есть камеры, которыми можно снимать. К тому же появилось больше каналов, где можно их размещать.
Вторит ему молодая, но перспективная Александра Бутор. Говорит, спасибо телевидению, которое взялось за артистов. Да и указ, согласно которому 75 процентов музыки в эфире должно быть белорусской, поспособствовал.
«А может быть, в шоу-бизнесе просто больше денег появилось?» — задала я вопрос.
«Нет, что ты!» — закричали в один голос мои собеседники.
Тамара Лисицкая в подтверждение тому обратила внимание, что большая часть клипов снимается ни на кинокамеру, а на видео. И практически все они малобюджетные. Но режиссеров похвалила, они, дескать, в существующих условиях умудряются делать неплохие вещи.
Владимир Янковский плохо делать свое дело не привык. Из малобюджетных клипов, говорит, лишь один из ста может получиться хорошим. А потому в основном сотрудничает с российскими звездами.
Владимир Максимков:
— Деньги здесь крутятся небольшие. За клипы артистам ведь часто приходится платить самим. Реже это делают спонсоры. Вот канал ОНТ стал помогать. Но есть такое понятие — цена качества. Если человек снимает видео для Беларуси, то тратить на него большие деньги нет смысла. Если желает выйти с ним в Россию, то расходы должны быть в несколько раз больше.
А потом каждый из клипмейкеров начинал рассказывать об альтруизме. Оказывается, все когда-то снимали бесплатно. Максимков взялся за Корриану, когда о ней еще никто не знал. Сам бегал по студии с камерой, а потом еще и монтировал. И не взял с девушки ни копейки. Вечер получил за «Охотника и сайгака» лишь шахматы, хотя мог «сорвать» с исполнителей целых 30 долларов. И вообще, Анатолий утверждает, что работает за себестоимость.
А сколько в среднем стоит белорусский клип? Этот вопрос оказался неудобным для производителей. Почти все стали перечислять из чего складывается бюджет клипа: техника (камеры, рельсы, краны), свет, костюмы, спецэффекты… Плюс гонорар съемочной группе. Сколько получает режиссер? Аппетиты здесь разные: от 20 до 500 долларов за съемочный день. А иногда ведь в клипах снимаются профессиональные актеры. За спасибо они не работают. Десять долларов платят человеку с улицы. Чтобы сэкономить, съемки обычно длятся день-два.
«За три тысячи долларов в Беларуси можно снять хороший клип?» — уточняю я.
Вечер воодушевился. Говорит, это приличные деньги, можно развернуться. Обычно обходятся малой кровью.
От Бутор поступила другая информация:
— За две-три тысячи снимали год назад. Сейчас цены выше. Растет мастерство режиссеров, иные требования у артистов.
«Где же можно научиться клипмейкерству?»
Анатолий ответил за старожилов:
— В Беларуси этому не учат. У нас все самоучки. И Янковский, и Пашкевич. Каждый сам придумывает технологию и снимает.
Александра сказала за молодежь:
— Многие окончили Белорусскую академию искусств. Мы с Талыбовым режиссеры телевидения, Макс Носов вообще кинорежиссер. Это образование, во всяком случае, помогает в постановках.
А клипов с каждым годом будет больше. Это подтвердили все участники беседы. Чего только стоят старания ОНТ? В прошлом году канал снял «Дороги и песни далекой войны», сделали несколько десятков новогодних клипов, некоторые из них оказались очень даже удачными. Теперь делают счастливыми победителей «Песни года». Настоящий же прорыв – «Серебряный граммофон». На первое время отсняли пятьдесят клипов. Но то ли еще будет! Да и те самые пресловутые 75 процентов с каждым днем порождают новых звезд. И даже если они будут недолго светить, то без клипа вряд ли останутся. Сегодня, прежде чем выйти на сцену, исполнитель предпочитает снять видео. Один только Максимков сейчас «выпускает в свет» трех будущих звезд: Сашу Белую, Натану и Виктора Пшеничного…