Разбираем наиболее эффективные антиковидные меры

Снимите «корону», наденьте маску

В прошлом выпуске «НГ» был опубликован материал «Вирус в поисках слабого звена», и уже на следующий день после того, как статья появилась на сайте sb.by, на нашу редакционную почту посыпались вопросы от читателей. Многие из них повторялись, поэтому мы решили выбрать самые злободневные из них. Ну а наши эксперты дали на каждый подробный ответ.

Фото  pixabay.com

Берегите нос!

В интернете гуляют тысячи статей и видеороликов, посвященных ковиду, причем со ссылками не только на блогеров, но и на компетентных (так их, по крайней мере, представляют авторы) специалистов. Одна из наиболее популярных тем — защищают ли медицинские маски от заражения вирусом? Многие уверенно заявляют, что все это глупость, настоящую защиту способен обеспечить только качественный респиратор. Хотелось бы узнать, что по этому поводу думают наши эксперты. Объясните, пожалуйста, какую дозу вируса могут подхватить люди, не соблюдающие масочный режим, и те, кто строго следует правилам ношения защитной маски и соблюдения социальной дистанции?

Lana 7701

— Считается, что инфицирующая доза, способная вызвать заболевание COVID-19, составляет около 100—700 вирусов, которые, попав в дыхательные пути, быстро размножаются в клетках респираторных путей. Уже через 12—24 часа новая порция вирусов захватывает и новые клетки. Таким образом, чем больше вирусных частиц в организме, тем быстрее они распространяются и тем тяжелее должны быть симптомы коронавирусной инфекции. Но ученые пока не подтверждают прямой связи между количеством попавших в организм вирусных частиц и тяжестью симптомов, — отмечает кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии БГМУ Татьяна Дороженкова.

А теперь давайте разберемся с масками как со средствами индивидуальной защиты. Хочу напомнить, что защитные маски выполняют барьерную функцию, то есть задерживают крупные и мельчайшие капельки влаги. Носить их нужно обязательно, ведь еще за несколько дней до появления выраженных симптомов COVID-19 инфицированный возбудителем SARS-CoV-2 человек может быть болен. В случае общения с ним людей более 15 минут на расстоянии 1,5 метра и менее передача вируса произойдет с высокой долей вероятности.

На эффективности защиты сказывается количество слоев маски. Один из наиболее неприемлемых вариантов — однослойная маска. Согласно рекомендациям ВОЗ, в защитной маске должно быть не менее трех слоев, причем слой, который находится ближе к лицу, должен хорошо впитывать влагу. Лучше, если маска имеет в верхней части фиксатор для крепления к носу, а в целом она должна хорошо прикрывать рот и нос.

Выбор есть у каждого

Вариантов индивидуальных масок немало, добавьте сюда еще респираторы, защитные прозрачные щитки. Что из перечисленного наилучшим образом подойдет для эффективной защиты от ковида?

Евгений, Минск

— Начнем с одноразовых масок, изготовленных из нетканых материалов, чаще из мельтблауна или спанбонда. Такие готовые маски продаются в аптеках, магазинах, киосках и других точках продаж. Одноразовые маски имеют несколько слоев, в верхнем крае находятся гибкий фиксатор и резиночки, которые крепятся к ушам. Такая маска не предназначена для долгого применения. Через 2—3 часа от дыхания она становится влажной, и ее обязательно нужно сменить на другую, чистую.

Тканевые маски, сшитые из нескольких слоев ткани, можно стирать и использовать многократно. Однако сложно давать рекомендации по выбору тканевых масок, поскольку по логике лучше всего будет справляться с функцией защиты та маска, в которой больше нитей на 1 квадратный сантиметр. Выходит, чем плотнее ткань, тем выше защитный эффект, только вот дышать в такой маске очень трудно, она быстро становится мокрой, вызывает психологический дискомфорт. Эффект от ее применения скорее будет обратный желаемому. Тем не менее американские ученые-физики, проверяя степень надежности самодельных тканевых масок, пришли к выводу, что даже самостоятельно сшитые из нескольких слоев шелковой или хлопчатобумажной ткани маски почти не уступают респираторам и задерживают не менее 80 % частиц аэрозоля!

При этом важно понимать, что эффективность защиты зависит еще и от зазоров между маской и лицом человека. Если маска плотно прилегает к лицу, закрывая и нос, и рот, значит, она надета правильно.

О пользе защитных масок говорят и научные эксперименты. Так, в закрытом помещении несколько манекенов установили напротив друг друга, один из них имитировал инфицированного человека. При использовании хлопчатобумажной маски за 20 минут эксперимента манекен «вдыхал» на 17 % меньше аэрозольных частиц, чем манекен без маски. Применение трехслойной медицинской хирургической маски увеличило этот показатель на 40 %, а респиратор KN95 (используется медицинскими работниками) задерживал до 90 % аэрозольных частиц.

Респираторы защитные (медицинские) применяют при контакте с больным коронавирусной инфекцией, то есть при высокой вирусной нагрузке пациента. Наиболее эффективны KN95 FFP2 и FFP3 — их можно использовать в течение всего рабочего дня и до 24 часов. Для защиты органов дыхания в быту вполне достаточно сменяемой одноразовой маски, можно использовать и многоразовую, сшитую из нескольких слоев ткани.

Еще один вариант защиты от возбудителя SARS-CoV-2 — гибкие прозрачные щитки-экраны, закрывающие лицо. Доказано, что они отлично предупреждают попадание на слизистые оболочки даже очень мелких частиц размером 0,1—0,3 микрона. Изготовлены такие щитки-экраны из ПЭТ-материалов, не имеют пор, через которые может проникнуть возбудитель, но их следует носить в комбинации с защитными одноразовыми масками или респираторами, так как инфицированный мелкодисперсный аэрозоль может проникнуть с боковой части щитка или снизу. Кроме того, щитки-экраны надо обязательно обрабатывать дезинфицирующими средствами.
Носить маски нужно обязательно, ведь еще за несколько дней до появления выраженных симптомов COVID-19 инфицированный возбудителем SARS-CoV-2 человек может быть болен. В случае общения с ним людей более 15 минут на расстоянии 1,5 метра и менее передача вируса произойдет с высокой долей вероятности

Фото  pixabay.com

Сохранить иммунную память

Объясните, почему повторно болеют люди, уже перенесшие ковид? Получается, у них не выработались антитела? Или же антител недостаточно, чтобы противостоять штамму «Дельта»?

Игорь Минаев, Гродненская область

— Когда речь идет об инфекционных болезнях, нужно четко понимать, что риск развития заболевания в случае повторного заражения зависит от баланса между силой протективного иммунитета организма, с одной стороны, и количеством попавшего в организм возбудителя (инфицирующей дозой), а также степенью вирулентности (агрессивности) этого возбудителя, с другой, — объясняет кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой эпидемиологии БГМУ Ирина Вальчук. — Любой человек может повторно заразиться коронавирусом — исход заражения зависит от напряженности иммунитета, сформированного в результате предыдущего заболевания. В настоящее время хорошо известно, что защиту от коронавируса обеспечивают вируснейтрализующие антитела, приобретенные в результате заболевания или вакцинации, а также Т-клеточный иммунитет — сложная система, в формировании которой участвуют разнообразные клетки, но наиболее важную роль в этом процессе играют Т-лимфоциты, обеспечивающие впоследствии иммунную память.

Нередко задают вопрос: гуморальный либо клеточный иммунитет в большей мере обеспечивает протекцию от повторных случаев заболевания? Хочу пояснить, что в настоящее время критерием защищенности организма от инфекции является титр вируснейтрализующих антител, то есть напряженность гуморального иммунитета. Т-клеточный иммунитет не всегда имеет решающее значение в борьбе организма с коронавирусом. В отношении защитной роли клеточного иммунитета при COVID-19 американские исследователи из Национального института аллергии и инфекционных болезней указывают на его второстепенное значение. Они провели серию исследований на обезьянах, в ходе которых было установлено, что тяжесть заболевания COVID-19 не зависела от состояния Т-клеток. Так, у приматов с очень слабым Т-клеточным иммунитетом хороший уровень защиты при повторном заражении обеспечивали приобретенные антитела. «Мы обнаружили, что очень сильные вируснейтрализующие антитела — наиболее важные агенты в борьбе с инфекцией, независимо от состояния Т-клеток. Это было неожиданным для большинства иммунологов, вирусологов и разработчиков вакцин», — сообщил один из авторов исследования Ким Хасенкруг.

Частота повторных случаев заражения новым типом коронавируса, по данным Роспотребнадзора, не превышает 1 % от их общего количества. Но хочу пояснить, что здесь речь идет только о выявленных случаях заболевания. Нужно учитывать, что значительная доля пациентов переносят ковид в легкой и бессимптомной форме, поэтому, безусловно, далеко не все из них диагностируются, и процент повторных случаев в реальности может быть выше.

Случаи повторного заражения COVID-19 чаще наблюдаются у людей, которые достаточно легко перенесли предыдущее заболевание. Ведь чем тяжелее болеет человек, тем более напряженный и продолжительный иммунитет у него вырабатывается. При этом повлиять на исход повторного заражения могут уровень неспецифической резистентности, индивидуальные особенности организма и даже та схема лечения, которая была назначена пациенту по предыдущему случаю ковида. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют: протективный иммунитет, защищающий от повторного инфицирования, формируется у 80—85 % переболевших. Его длительность зависит от ряда факторов и варьируется от 2—3 месяцев в случае легкого течения инфекции до 6—9 месяцев, а иногда и дольше у людей, перенесших среднетяжелые и тяжелые формы болезни.

Также немалую роль в развитии повторных заболеваний играют новые штаммы коронавируса с измененной антигенной структурой — вирус быстро эволюционирует. При этом если речь идет об инфицировании одним и тем же штаммом, в подавляющем большинстве случаев заболевание протекает значительно легче. При повторном заражении другим штаммом коронавируса болезнь может протекать в достаточно тяжелой форме. В связи с этим напоминаю, что переболевшим этой инфекцией необходимо пройти курс вакцинации в рекомендуемые Министерством здравоохранения Беларуси сроки (при отсутствии противопоказаний — через 2—8 недель после полного клинического выздоровления).
За год человек может переболеть COVID-19 до трех раз. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют: протективный иммунитет, защищающий от повторного инфицирования, формируется у 80—85 % переболевших

В ТЕМУ

По мнению авторитетных российских ученых, формирование защитного популяционного иммунитета способствует переходу коронавируса в разряд обычных сезонных инфекций, заболевание будет проявляться в легких формах. Ведь многие возбудители, которые сейчас не представляют для нас особой опасности, когда-то распространялись так же, как коронавирус, могли иметь зоонозное (животное) происхождение и вызывать значительные подъемы заболеваний. Но с течением времени вышли на сезонный уровень.

КСТАТИ

Роли масок в снижении риска заражения посвящена научная статья, опубликованная Национальным центром биотехнологической информации США. По результатам исследования (во время пандемии гриппа в 2009 году), из 41 пассажира самолета заболели 9 человек, не надевших защитные маски, а из 32 человек, имевших одноразовые маски, никто не заболел. Носить защитную маску нужно всем: тем, кто уже болен, — для защиты окружающих, а тем, кто здоров, — для собственной защиты от заболевших, которые могут находиться в инкубационном периоде без явных признаков болезни.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter