Если в ближайшее время мы не выработаем коллективный иммунитет против ковида, новые штаммы продолжат нас атаковать

Вирус в поисках слабого звена

Чем дальше заходит пандемический процесс, тем больше вопросов возникает у неискушенного в медицинской терминологии населения об особенностях течения четвертой волны коронавируса, иммунном ответе организма, специфике вакцинации. 

На самые актуальные из них сегодня отвечают наши эксперты — кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой эпидемиологии БГМУ Ирина Вальчук и кандидат медицинских наук, доцент Инна Федорова.

Фото  pixabay.com

Закономерный ход процесса

Ирина Вальчук: 

— Наши граждане чрезмерно расслабились: после жаркого лета многие перестали соблюдать масочный режим и безопасную дистанцию (расстояние 1,5 метра) в общественных местах, местах массового отдыха, в торговых центрах и особенно в общественном транспорте.
— Ирина Николаевна, в чем основные отличия четвертой волны коронавирусной инфекции от предыдущих трех?

— Эпидемический процесс аэрозольных вирусных инфекций имеет свои закономерности, которые формируются в результате взаимодействия популяции инфекционного агента и популяции людей под воздействием природных и социальных факторов. Не является исключением и динамика заболеваемости COVID-19. Так называемая четвертая волна, а правильнее сказать — очередной сезонный подъем заболеваемости, как и при других острых респираторных инфекциях, неизбежно возникает осенью и ранней весной, особенно если инфекция не является в полной мере вакцино­управляемой.

Почему для инфекций органов дыхания характерна такая сезонность? Дело в том, что динамике эпидемического процесса присуща довольно четкая цикличность. И после периода с относительно низкой заболеваемостью, обычно это летние месяцы (в 2021 году — июнь — июль), неизбежно начинается период ее роста. С наступлением осени существенно меняется не только температура за окном, но и характер общения людей: после летних каникул возобновляется учебный процесс в учреждениях образования, повышается наполняемость групп в детских дошкольных коллективах, увеличивается пассажиропоток в общественном транспорте, больше времени мы проводим в закрытых помещениях в условиях более тесного и длительного общения. Все это способствует активизации аэрозольного механизма передачи вирусов при респираторных инфекциях, в том числе при COVID-19. Среди населения резко возрастает количество источников инфекции, как следствие — увеличивается циркуляция возбудителей. При этом повышается риск заражения и развития заболевания у людей, чья иммунная система не готова дать полноценный отпор коронавирусу, то есть у лиц с отсутствием или низким уровнем протективного (защитного) гуморального и клеточного иммунитета. В этих условиях и возникает очередной подъем заболеваемости.

Свою лепту в это вносят и антигенно обновленные варианты вируса, которые легче передаются от человека к человеку и к которым наша иммунная система меньше адаптирована, чем к циркулировавшим ранее штаммам. Почему я заостряю внимание на таких аспектах классической академической эпидемиологии? Для того чтобы мы с вами понимали, что четвертая волна COVID-19 — не аномалия и не некая неведомая напасть, а закономерный ход эпидемического процесса при подобных инфекциях.

Другое дело, что раннее начало нынешнего сезонного подъема заболеваемости является несколько нетипичным. Рост заболеваемости COVID-19 в 2021 году стал фиксироваться уже с августа, и к началу октября ее показатель увеличился в 2,2 раза, превысив подобные показатели в предыдущие три сезонных подъема. Такая эпидемиологическая ситуация в определенной мере объясняется «приходом» в циркуляцию нового штамма «Дельта», который легче передается от человека к человеку. И конечно, не следует забывать о низком охвате населения профилактической иммунизацией: в настоящее время только 17 % наших граждан полностью завершили курс вакцинации против COVID-19!

— Мы наслышаны, что штамм «Дельта» очень заразен. В чем еще его особенность?

— В повышенной концентрации вируса (речь идет о так называемой вирусной нагрузке) в назальных пазухах зараженного — в 1260 раз больше, чем у «оригинального» SARS-CoV-2, который циркулировал в начале пандемии. Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, один источник инфекции, находясь среди невакцинированных и не использующих защитные маски людей, в среднем может заразить 5—6 человек, что примерно в два с половиной раза больше, чем было при циркуляции преимущественно уханьского штамма. Кроме того, наши граждане чрезмерно расслабились: на фоне жаркого лета многие перестали соблюдать масочный режим и безопасную дистанцию (расстояние 1,5 метра) в общественных местах, местах массового отдыха, в торговых центрах и особенно в общественном транспорте.

Под прицелом — молодежь

— Люди пожилого возраста остаются главными жертвами четвертой волны?

— Коронавирусная инфекция «молодеет», это уже неоспоримый факт, подобная тенденция прослеживается во всем мире. И объяснение этому существует. Как я уже говорила, для эпидемического процесса респираторных инфекций, как и для COVID-19, характерна цикличность, и в каждый последующий эпидемический цикл вовлекаются все более молодые группы населения, чем в предыдущий. Почему так происходит? Все просто.

Ранее циркулировавшие штаммы COVID-19 вызывали в большинстве случаев клинически выраженные и тяжелые формы заболевания у пожилых пациентов, иммунная система которых менее резистентна (устойчива) к инфекционному агенту и для заражения которых требуется меньшая инфицирующая доза возбудителя. В результате в этой возрастной группе уже сформировалась определенная иммунная прослойка, и вирус теперь вынужден искать себе новую восприимчивую (неиммунную или низкоиммунную) нишу и таким образом мигрирует на тех людей, которые в меньшей мере вовлекались в эпидемический процесс ранее. Значительное число молодых людей в силу более высокой неспецифической резистентности иммунной системы не заболевали COVID-19 либо переносили инфекцию в легкой, а нередко и бессимптомной форме. Новые антигенные варианты вируса, в том числе штамм «Дельта», пробивают этот иммунный барьер и вызывают заболевание у лиц молодого (15 — 29 лет) и среднего (30 — 49 лет) возраста, которые гораздо более социально активны, чем пожилое население, а нередко и менее осторожны: не соблюдают масочный режим и безопасную дистанцию, посещают массовые мероприятия.

Линия защиты

Инна Федорова: 
— Чтобы остановить процесс появления новых штаммов, вызывающих опасение, нужно формировать популяционный иммунитет вакцинацией. Высокий уровень иммунной прослойки прерывает эпидемическую цепочку распространения вирусов, препятствует их репликации, и в результате снижается вероятность появления мутаций.
— Инна Владимировна, сколько в среднем в организме «живут» антитела?

— Начнем с того, что в крови заболевших COVID-19 вырабатывается более 200 различных антител, но только 28 из них считаются вируснейтрализующими, то есть они препятствуют проникновению вируса SARS-CoV-2 в клетки нашего организма. Длительность сохранения вируснейтрализующих антител зависит от многих факторов. У людей, которые перенесли коронавирусную инфекцию в легкой форме, титр антител, как правило, быстро угасает (в течение 2—3 месяцев), у лиц со среднетяжелой и тяжелой формами болезни вырабатывается больше антител, которые соответственно способны защищать более продолжительное время (в среднем в течение 6—9 месяцев, а в некоторых случаях и дольше). Продолжительность защиты — научный вопрос, исследования в данном направлении проводятся по всему миру, в том числе и в нашей стране.

— Как болеют ковидом пациенты, которые привились китайской или российской вакциной? Есть ли тяжелые случаи?

— Первое, на что я хочу обратить внимание: вакцинированные болеют COVID-19 крайне редко. Процент заболевших среди привитых мизерный — от 0,003 до 0,5 в разных странах. Вакцина в десятки раз сокращает и риски инфицирования, и риски тяжелого течения заболевания, летальных исходов. Даже если человек заболеет на фоне вакцинации, он будет болеть легко и быстро пойдет на поправку. Да, есть крошечная доля людей, которые болеют тяжело, будучи привитыми, есть ситуации, когда вакцина может не сработать, но это встречается крайне редко. В подавляющем большинстве случаев в реанимацию попадают непривитые люди.

Второй момент — особенность штамма «Дельта». Мало того что этот вирус более контагиозный и для заражения требуется меньшая инфицирующая доза, так у него еще и короткий инкубационный период, более агрессивное и стремительное течение болезни, быстрое поражение легких с развитием дыхательной недостаточности. Ирина Николаевна уже объяснила, почему начали активно болеть люди молодого возраста, подростки и дети. Поэтому вакцинация крайне необходима для защиты всех возрастных групп за счет формирования коллективного иммунитета.

— Что делать тем, кто привился от ковида, но антитела не выработались? Вакцинироваться повторно?

— Отсутствие антительного иммунного ответа на вакцину — большая редкость, это все относится к так называемым вакцинальным неудачам. К таким пациентам требуется индивидуальный подход, это далеко не обыденная ситуация, тем не менее она может произойти. Тем, у кого не сформирована защита после прививки, в индивидуальном порядке можно решить вопрос с повторной вакцинацией, в таких ситуациях имеет смысл поменять и тип вакцины, например с инактивированной на векторную или наоборот.

Также не стоит забывать, что вакцины способны формировать клеточный иммунитет. Эта защита работает несколько иначе: формируются иммунные клетки, которые убивают вирус, если он проник внутрь организма. Поэтому полное отсутствие антител после вакцинации у привитых еще не означает, что не сработает клеточная защита Т-киллерами.

Добрались до буквы «Мю»

— Какой штамм нам ждать после «Дельты»?

— Вирус мутирует очень быстро, и появление новых штаммов — к сожалению, естественный процесс. Поэтому мы уже добрались в греческом алфавите до буквы «Мю». В конце августа колумбийский вариант, он же штамм «Мю», был включен ВОЗ в число вариантов, вызывающих интерес.

Для нас в первую очередь проблему составляют штаммы, которые вызывают опасение, и это как раз «Дельта». Такие вирусы имеют особенность ускользать от иммунитета, у инфицированных данными вариантами отмечаются высокие уровни вирусной нагрузки, что может приводить к более тяжелому течению заболевания. Также установлено снижение нейтрализующей способности антител.

Чтобы остановить процесс появления новых штаммов, вызывающих опасение, нужно формировать популяционный иммунитет вакцинацией. Высокий уровень иммунной прослойки прерывает эпидемическую цепочку распространения вирусов, препятствует их репликации, и в результате снижается вероятность появления мутаций.

ПО ПОВОДУ

Когда в Беларуси начнут прививать от коронавируса детей?

Управление по вопросам качества продовольствия и медикаментов США и Европейское агентство лекарственных средств одобрили применение вакцины, созданной американской компанией Pfizer совместно с германской BioNTech для подростков в возрасте от 12 лет. Израиль, являющийся мировым лидером по уровню вакцинации, начал делать прививки от коронавируса подросткам 12—15 лет еще в июне 2021 года. Американская компания Moderna, а также Pfizer/BioNTech начали испытания препаратов, предназначенных для детей в возрасте от 6 месяцев до 11 лет.

— В данный момент вакцина «Спутник V» проходит клинические исследования у подростков в возрасте 12—17 лет в Москве. По международным стандартам испытания вакцин от коронавируса на детях не отличаются от тех, что проводятся на взрослых. На это уходит от 6 до 12 месяцев. Как только будут получены результаты эффективности и безопасности вакцины у детей и получено разрешение на использование препарата в возрасте 12—17 лет, я в первую очередь сделаю прививку своему 12-летнему сыну, — говорит Инна Федорова.

В ТЕМУ

Сейчас главная задача — вакцинация

На этом в эфире телеканала СТВ еще раз сделала акцент первый заместитель министра здравоохранения Елена Богдан:

— Мы видим, что поменялось воздействие вируса: чаще болеют молодые люди, заболевание протекает более тяжело, быстрее наступает ухудшение состояния пациентов. Но мы в готовности, и каждое утро в Министерстве здравоохранения проходит селекторное совещание с регионами, чтобы четко понимать, какая ситуация сегодня есть, как она складывается в каждом учреждении. Сотрудники министерства, включая министра и его заместителя, еженедельно посещают красные зоны. И сегодня я вижу, что 99,9 % пациентов в ковидных отделениях не привиты, а в отделениях реанимации этот показатель составляет 100 %. Поэтому сейчас основная задача — вакцинация. Нам уже поступила вакцина «Спутник Лайт», и активно проводится прививочная кампания студентов. Мы провели наш экспертный совет по иммунизации, и с учетом поступления китайской вакцины, у которой нет противопоказания для беременных женщин, мы сейчас начинаем вакцинацию данной категории населения.

Фото  БЕЛТА

НА ЗАМЕТКУ

Витамин С, цинк, селен и витамин D — лучшие помощники в профилактике ОРВИ и ковида

Аскорбиновая кислота снижает риск возникновения простудных заболеваний без каких-либо побочных эффектов. Результаты клинических исследований демонстрируют, что регулярное употребление витамина С уменьшало тяжесть и длительность течения эпизодов респираторных инфекций и гриппа.

Цинк является эффективным иммуностимулятором. Он выступает в качестве «вторичного посредника» иммунных клеток и значительно уменьшает длительность простудных заболеваний. Дефицит этого микроэлемента нарушает формирование приобретенного иммунитета и образование клеток иммунной системы (Т-лимфоцитов), а также выработку и активацию биологически активных факторов (­Th1-цитокина), которые участвуют во многих иммунных реакциях. Подпитать цинком нас способны мясо, птица, сыры, соя, морепродукты, в частности креветки и морская капуста (ламинария). Этот микроэлемент содержат свекла, томаты, чеснок, имбирь, тыквенные семечки и семечки подсолнечника, бобовые, некоторые крупы, пророщенная пшеница, пшеничные отруби, кукуруза. Также им богаты малина, черника, апельсины. Однако наш организм усваивает небольшую часть цинка, содержащегося в продуктах питания, поэтому лучший выход — по назначению врача покупать витаминные комплексы в аптеке.

ensonhaber.com 

Витамин D (холекальциферол) необходим детям и взрослым для обеспечения нормального развития и роста костей, предупреждения остеопороза. Современные научные исследования связывают дефицит витамина D с иммунными нарушениями, повышенной восприимчивостью к инфекциям, развитием некоторых видов рака, сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Витамин D существует в двух видах: холекальциферол и эргокальциферол, которые известны как витамин D3 и витамин D2. Если D2 вырабатывается растениями и грибами и поступает в наш организм с пищей (свежевыжатые соки, зерновые, грибы), то до 90 % витамина D3 образуется в коже под влиянием солнечного света при воздействии ультрафиолетового излучения спектров А и В. Кроме того, можно получать витамин D3, употребляя в пищу продукты животного происхождения (жирную рыбу, морепродукты, яйца, молоко, сыры, масло животного происхождения, печень трески, икру). Но только 10—20 % суточной потребности в холекальцифероле восполняется за счет витамина, поступающего с пищей. Суточная норма употребления этого витамина составляет 800—1000 МЕ в зависимости от возраста.

Дефицит селена способствует развитию целого спектра болезней — ревматоидного артрита, катаракты, ишемической болезни сердца и других сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, при недостатке селена повышается риск возникновения инфаркта миокарда и мужского бесплодия, поскольку этот микроэлемент обладает выраженным защитным действием по отношению к сперматозоидам и обеспечивает их подвижность. В настоящее время доказана важная роль селена в многочисленных метаболических процессах нашего организма, а также подчеркивается целесообразность коррекции его уровня при различных инфекционных и неинфекционных заболеваниях.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter