На примере Борисовского района разбираемся, правильно ли берут деньги с сельчан за полив и не только

Сначала вода льется, а потом – слезы

Такую острую и больную для кошелька тему поднял в письме в редакцию Станислав Бабицкий из борисовской деревни Малая Ухолода. Мы не стали ждать сезона огородов, когда в дома без счетчиков на воду опять придут квитанции с суммами, от которых, простите за мой французский, волосы дыбом — не иначе как рис деревенские люди выращивают. А решили разобраться: как насчитывают кубометры воды за полив, сколько литров положено одной курице в месяц, почему в разных областях поливочный сезон по датам «пляшет» и при чем тут РКЦ?


К СТАНИСЛАВУ Бабицкому наша газета (тогда еще «Белорусская нива») приезжала девять лет назад. Проблема была схожая — за воду дерут неимоверно много. Критическая статья сработала, и до сентября 2019 года водоканал и пенсионер жили в полном взаимопонимании. Бабицкие платили за воду каждый месяц в последние годы около 3 рублей. Жили себе и горя не знали.

В сентябре 2019 года Галина Бабицкая пришла на почту платить за коммунальные услуги и испытала настоящий шок: вместо привычных 3 рублей надо было заплатить 44,61 рубля. Ничего себе водицы двое стариков выпили! Шокированная сельчанка тогда заплатила только за вывоз мусора, вернулась домой и давай звонить в водоканал: «Может, ошиблись?» Звонила-звонила, там автоответчик: «Оставайтесь на линии…» Полдня убила, но так и не добилась правды. На дворе сентябрь, в огороде хлопот невпроворот, как это бывает в деревне, супруги отложили этот вопрос в сторонку. 

Хочу сделать ремарку: Бабицкие не какие-то там злостные должники. Приличная и даже интеллигентная семья. Станислав Владимирович с двумя высшими образованиями, 42 года работал в школе учителем физкультуры, первый тренер звездочки биатлона Людмилы Калинчик. Супруга Галина Ивановна почти всю жизнь заведовала в деревне магазином. Каждый месяц в 20-х числах хозяйка идет на почту оплачивать услуги. Все квитки берегут, учет платежей ведут щепетильный — в этом убедилась лично. Чтобы разобраться, откуда большая сумма выстрелила в сентябре, Станислав Бабицкий стал писать в инстанции и вести свое расследование.

В октябре женщина снова идет на почту, узнает: и без того большая сумма приросла пеней в 4 руб­ля. Сельчанка оплатила только за вывоз мусора — и бегом домой, опять на телефоны.

— Вся на нервах, давление скачет, ситуация неприятнейшая, мы ведь не привыкли быть кому-то должны, — описывает тот день Галина Бабицкая. — Но по телефонам правды не добилась. Ехать в город? Мы не в том возрасте, да и на чем? Просить надо, чтобы отвезли. Дала сыну деньги, и он 24-го погасил долг и пеню. Выдохнули с облегчением: «Бог с ними, этими деньгами, только бы в покое нас оставили!»


— Видимо, на то и рассчитано, что старики деревенские в город не поедут, оплатят, сколько бы ни выставили, и промолчат. Выходит, можно с таких шкуру драть? — поддерживает разговор Станислав Бабицкий. — Мы ведь с соседями общаемся, не только с нас за полив дерут. В то же время, что и нам, инвалиду Валентине Кожевко под 100 рублей выставили по ошибке, и это при том, что она пьет из общественного колодца, а ее колонку заглушили пару лет назад! С Валентины Савицкой тоже за воду лупят по 15 и даже по 20 рублей, хотя у нее всего три грядки и несколько кур.

Думаете, на этом эпопея и закончилась? Как бы не так. В декабре на почте Галину снова ждало огорчение. За воду и вывоз мусора выставили 6 рублей (три — за воду и три — за мусор), все сходилось, как и раньше. А строкой ниже сюрприз: долг по пене — 3,19 рубля. Какая еще пеня, если в прошлом месяце Бабицкие все оплатили до копейки, как и положено, до 25-го числа? Или пеня уже начисляется по инерции — эдакая пеня без тормозов? 

Конечно, можно понять возмущение супружеской пары, обратившейся в редакцию. Любого плательщика такая ситуация заставит нервничать, а в преклонном возрасте это еще и опасно — сердце не вечное. Сельчанка, сжав сердце в кулак, все оплатила и на этот раз. Правда, стоит сказать, что в расчетно-кассовом центре (РКЦ) в следующем месяце «пеню без тормозов» учли и за воду выставили вместо трех рублей всего 83 копейки. Но осадочек, как говорится, остался…

БАБИЦКИЕ признаются: в начале 2020-го года каждую жировку ждали с особой интригой. Счетчиков на воду у них не было, вот и гадали: какие же цифры «намалюют» в очередном месяце и на сколько придется раскошелиться в этот раз. 

— Судя по квитанции, за февраль вместо трех рублей мы «налили» воды аж на девять. Никак иначе, дед в огороде каток мне залил, и я каталася, —
юморила Галина Ивановна. Весной они решили установить три счетчика на воду — в доме, на улице и в бане. Ведь совсем не до шуток стало, когда в середине апреля у коммунальщиков на законных основаниях стартовал очередной поливочный сезон и за этот месяц старикам насчитали воды аж на 23 рубля. Вы меня простите, но 23 куба воды вылить — это надо умудриться! 

Как только приехала в Малую Ухолоду и вошла в хату Бабицких, усмехнулась: «Показывайте, где ваше джакузи!» Не поверите, самый обычный деревенский дом, причем без удобств, на которые бы уходила вода. Туалета, душевой кабинки или ванной нет. Стиральная машина появилась пару месяцев назад, то есть в апреле она еще не могла влиять на большой счет в жировке. Никакого бойлера. Из удобств — раковина на кухне и краник, чтобы чайник поставить да после еды посуду ополоснуть. Много ли нальют два человека? Сомневаюсь, сельчане всегда рачительно относились к воде, а тем более старшее поколение. 

Выходим с хозяином во двор, и я тут же убедилась в своих мыслях. По углам дома стоят бочки для сбора дождевой воды — лучше нее не придумаешь на полив, а в шланге, считают Бабицкие, вода мертвая. Помечаю, куда может уходить ресурс? Пересчитали по головам живность: пес Барсик, три кошечки, 15 курочек. А вот и весь корень зла: теплица семь на три метра и полсотки огорода, и еще в саду пять деревьев. Чуть не забыла, баня — очень скромная деревенская парилка, никаких душевой, ванной, бассейна. Есть кран — чтобы не бегать в хату или на улицу голышом за водой, а набрать в тазик и подливать на камни. Хозяева парятся два раза в месяц и воды расходуют каждый раз не больше четырех ведер. И на тебе: почти 23 рубля в месяц за воду! В голове не укладывается.

— Много куда писал и столько нелепицы из ответов узнал. Вот, например, поливочный сезон начинается 15 апреля. Это же глупость несусветная, рожденная в кабинетах городских чиновников! У крестьян другая мудрость: «Снимай штаны, садись. Земля теплая — можешь сеять, сажать». Садят огороды не по писаным законам, а когда нет угроз заморозков. Мы картошку в прошлом году посадили 3 мая, а по писаным нормам огород поливали якобы с 15 апреля. Где ж справедливость? А возьмем норму полива для овощных культур: 10 литров на квадратный метр каждый солнечный день с 15 апреля по 31 августа. Это ж гибель томатам — столько лить! Пусть умники, что нормы на воду писали, попробуют в своих городских кабинетах каждый день на «квадрат» выливать 10 литров воды! А разве справедливо до конца августа драть с людей за полив? Есть поговорка: «Придет Илья, «наробіць» гнилья», хозяева еще в начале августа убирают чеснок, лук, фасоль. Выходит, кто без счетчиков, платят за полив пустых грядок? Даже деревья во дворе водоканал посчитал, чтобы за полив больше сорвать! Это ж хохма, в деревне никогда не поливают сад, картошку и колосящуюся ниву.

ostapchuk@sb.by

P. S. Как дальше развивалась история и как смотрят на нее в Борисовводоканале и РКЦ Борисовского района, мы расскажем в одном из следующих номеров. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter