Послесловие. Что думают о фестивале «Лістапад» его гости

Смотреть и видеть

Десятки тысяч проданных билетов, десять кинозалов, около двухсот фильмов из полутора сотен стран… Но директор Минского международного кинофестиваля Анжелика Крашевская не гонится за статистикой. Цель у нее другая – показать нашим зрителям хорошее кино и тем самым привить вкус. Но что думают по поводу «Лiстапада» его гости? Словом, послевкусие от жюри.

Следующий «Лістапад», 25-й по счету, обещает быть еще более ярким.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Мария БЕРШАДСКАЯ, писатель, сценарист (Беларусь):

— Как существуют градообразующие предприятия, так и фестиваль наш можно назвать градообразующим. Он делает что-то очень важное не только для города, но и для страны. В эти дни как будто весь Минск в «Лiстападзе». И неудивительно – программа действительно замечательная, и это передается из уст в уста. Но есть у нашего фестиваля, и уже не первый год, одна проблема, которая замалчивается. Но я как член жюри «Лiстападзiка» не могу о ней не сказать. Билеты на детские фильмы в крепостном порядке распространяются через школы. В итоге люди приходят не по желанию, а по принуждению. А заинтересованный зритель не может купить билет и попасть в зал. Что в итоге получается? Приведу пример: фильм «Путешествие Фанни» рассказывает о Холокосте. Тема очень серьезная и важная. Дети должны об этом знать. Но в итоге мы имеем в зале неподготовленных подростков, которые не хотят это смотреть. Они просто мешают другим: сидят в телефонах, хихикают. И уж совсем было стыдно, когда во время просмотра «Дуновения жизни» замечания детям делали не только учителя, пришедшие с ними, но и присутствовавшая там режиссер фильма. Вся эта ситуация – это неуважение не только к создателям фильма и организаторам фестиваля, но и к тем зрителям, которые действительно хотели бы попасть в кинотеатр. То есть залы по старинке заполняются ради галочки, а пора пойти цивилизованным путем.

Роман ДОРОФЕЕВ, директор по кинопрокату в телевизионном агентстве «Русский Репортаж», программный директор Международного фестиваля молодого европейского кино VOICES (Россия):

— Я много раз был на «Лiстападзе» и всегда наслаждался его программой, но в этом году впервые попал в жюри, а потому смотрел фильмы несколько иначе. И что я заметил? Например, в конкурсе «Молодость на марше» победитель не был очевиден до самого конца. Более того, лучший фильм, по мнению жюри, «Три четверти» (Болгария) оказался в самом низу зрительского голосования и получил очень скромную оценку. Тогда я для себя и определил: мы здесь именно для того, чтобы подсказывать зрителю. Жюри не должно идти на поводу массовой аудитории, а, наоборот, объяснять, направлять ее. Со мной в Минске приключился удивительный случай: мне самому пришлось один фильм посмотреть дважды, чтобы разобраться в нем. Поэтому советую зрителям обратить внимание именно на те фильмы, которые высоко оценили профессионалы. Организаторам отдельное спасибо. Мне нравится, что они не гонятся исключительно за мировыми премьерами, как это бывает на других кинофестивалях, а собирают у себя проверенное, добротное кино. Хотелось бы, чтобы они и дальше сохраняли у себя именно такую программу.

Русудан ГЛУРДЖИДЗЕ, режиссер (Грузия):

— За эту неделю я влюбилась в вашу страну и этот фестиваль. Мне будет его не хватать. Для меня была неожиданностью такая сильная программа. Я много путешествую по кинофестивалям, но такой изысканной программы не встречала. Очень комфортные залы, смотреть фильмы было одно удовольствие. По вечерам мы собирались с коллегами, чтобы обсудить то, что увидели, и для меня это каждый раз было как праздник. Все старались сделать наше пребывание на фестивале комфортным. Организаторам – самая высшая оценка. Дома и на других фестивалях я теперь обязательно буду упоминать про «Лiстапад». Но и вам самим надо больше о себе рассказывать на международной арене. Ведь через фестиваль можно нести информацию и о стране и таким образом формировать ее имидж.

Людмила САЕНКОВА, кинокритик (Беларусь):

— Фестиваль влияет не только на развитие социокультурного пространства, но и на презентацию имиджа страны. Это во-первых. Во-вторых, он важен с точки зрения формирования собственных кинотрадиций. Программа этого года, как никогда, показала, что все наши соседи развиваются и уходят вперед. Эстония, Грузия, Украина – там просто фантастический шаг вперед. Надо понимать, что в этих странах есть условия для развития кино. И нам надо перенимать их опыт.

На ленты конкурса национальных киношкол, членом жюри которого я была, смотрела как на кино будущего. Ведь, по сути, ребята представляли свои курсовые и дипломные работы, а через пару лет они будут самостоятельными режиссерами и начнут снимать свое настоящее кино. В такой ситуации на фестивале должны быть мастер-классы, какое-то другое общение. К сожалению, студентам нашей академии искусств практически нечего было представить на конкурс, поэтому для них такие встречи были бы очень важными. Наша молодежь должна обращать внимание на то, что делают их сверстники из других стран. Ведь зарубежные киношколы действительно показали достойный уровень. Польская вообще всегда в лидерах, и этот год не исключение. Если мы хотим возрождать белорусское кино, надо работать с новым поколением. И «Лістапад» в этом плане нам в помощь.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter